Rolls-Royce совместно с авиакомпанией easyJet провели успешные испытания водородного двигателя, который планируют устанавливать на самолеты. Данная инновация в случае грамотной реализации поможет сократить вредные выбросы к 2050 году. HTN выяснил, что подобные разработки кроме Rolls-Royce уже осуществляет, как минимум, пятерка компаний, а впервые двигатель на водороде в самолет установили еще в CCCР.
Партнерство между компаниями easyJet и Rolls-Royce началось в июле 2022 года. Сспустя несколько месяцев компании отчитались об успешном испытании авиационного водородного двигателя, который получился путем модификации уже готового двигателя AE 2100-A.
Испытания были стендовыми и впереди предстоит еще много тестов в разных условиях. Однако в компании настроены оптимистично и считают, что в случае успеха внедрение водородного двигателя поможет снизить количество вредных выбросов от самолетов к 2050 году.
С учетом того, что водород для Rolls-Royce Pearl 15 был произведен с помощью зеленой энергетики, можно сказать что самолеты с подобными двигателями будут приносить и вовсе нулевой негативный эффект на экологию — продуктом горения водорода является безвредная вода.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/52503837016_9ba21a40f8_k-1024x671.jpg)
Однако стоит оговориться. Разработка Rolls-Royce не является первой в области водородных двигателей для авиации.
В 1988 году разработанный в СССР самолет Ту-155 поднялся в воздух. Один из его стандартных двигателей был заменен на НК-88, который работал на жидком водороде. Конечно, можно сказать, что самолет имел еще 2 обычных двигателя поэтому не считается водородным, но так далеко не заходил никто до сих пор.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/35_Ту-155_920x600_0af-1.jpg)
Разработки самолетов, которые смогут использовать водород в качестве топлива, ведутся и по сей день в ряде стран усилиями разных компаниями.
Существует два основных направления, которые разрабатывают конструкторы. Первый представляет из себя направление традиционных двигателей с заменой керосина на водород при сохранении основного принципа работы. Помимо Rolls-Royce в этой области можно отметить разработку Airbus ZEROe — концепт самолетов с газотурбинными двигателями на водороде.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/AirbusZEROe-turboprop-concept-2-1024x682.jpg)
А так же стартап Hypersonic, который работает над созданием средств для вывода небольших спутников на основе летающего аппарата на водородном топливе.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/delta-velos-home-page-final-1024x683.jpg)
Другое направление представляет из себя концепцию использования водорода, как элемента питания электродвигателей. В этой области можно отметить компанию ZeroAvia, которая уже провела испытания своей силовой установки.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/maxresdefault-1-1024x576.jpeg)
А также экспериментальный самолет, разработанный NASA — X-57 Maxwell. Первый полет запланирован на декабрь 2022 года.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/7837_1614748919_50969-1024x576.jpeg)
И, конечно же, самолет HY4, который уже совершил свой пробный полет.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2022/11/HY4_2016-09-29_ueber_Flughafen_Stuttgart-1.jpg)
Однако важно понимать, что несмотря на все свои преимущества, водород в качестве авиатоплива имеет ряд недостатков, многие из которые весьма критичны. Если специалисты Rolls-Royce смогли приспособить обычный двигатель под новый вид топлива — это еще не значит, что заменив все двигатели на водородные проблема вредных выбросов будет решена.
Изменения потребует сама конструкция самолета так как чтобы заменить 250 000 литров авиатоплива потребуется более 1 млн литров жидкого водорода, чтобы обеспечить эквивалентную дальность полета.
Еще одна проблема инновационных двигателей кроется в повышенной опасности, которая исходит от водорода, который должен храниться при температурах близких к абсолютному нулю. И даже соблюдая все меры безопасности опасность будет гораздо выше чем к примеру у керосина.