Rolls-Royce совместно с авиакомпанией easyJet провели успешные испытания водородного двигателя, который планируют устанавливать на самолеты. Данная инновация в случае грамотной реализации поможет сократить вредные выбросы к 2050 году. HTN выяснил, что подобные разработки кроме Rolls-Royce уже осуществляет, как минимум, пятерка компаний, а впервые двигатель на водороде в самолет установили еще в CCCР.
Партнерство между компаниями easyJet и Rolls-Royce началось в июле 2022 года. Сспустя несколько месяцев компании отчитались об успешном испытании авиационного водородного двигателя, который получился путем модификации уже готового двигателя AE 2100-A.
Испытания были стендовыми и впереди предстоит еще много тестов в разных условиях. Однако в компании настроены оптимистично и считают, что в случае успеха внедрение водородного двигателя поможет снизить количество вредных выбросов от самолетов к 2050 году.
С учетом того, что водород для Rolls-Royce Pearl 15 был произведен с помощью зеленой энергетики, можно сказать что самолеты с подобными двигателями будут приносить и вовсе нулевой негативный эффект на экологию — продуктом горения водорода является безвредная вода.

Однако стоит оговориться. Разработка Rolls-Royce не является первой в области водородных двигателей для авиации.
В 1988 году разработанный в СССР самолет Ту-155 поднялся в воздух. Один из его стандартных двигателей был заменен на НК-88, который работал на жидком водороде. Конечно, можно сказать, что самолет имел еще 2 обычных двигателя поэтому не считается водородным, но так далеко не заходил никто до сих пор.

Разработки самолетов, которые смогут использовать водород в качестве топлива, ведутся и по сей день в ряде стран усилиями разных компаниями.
Существует два основных направления, которые разрабатывают конструкторы. Первый представляет из себя направление традиционных двигателей с заменой керосина на водород при сохранении основного принципа работы. Помимо Rolls-Royce в этой области можно отметить разработку Airbus ZEROe — концепт самолетов с газотурбинными двигателями на водороде.

А так же стартап Hypersonic, который работает над созданием средств для вывода небольших спутников на основе летающего аппарата на водородном топливе.

Другое направление представляет из себя концепцию использования водорода, как элемента питания электродвигателей. В этой области можно отметить компанию ZeroAvia, которая уже провела испытания своей силовой установки.

А также экспериментальный самолет, разработанный NASA — X-57 Maxwell. Первый полет запланирован на декабрь 2022 года.

И, конечно же, самолет HY4, который уже совершил свой пробный полет.

Однако важно понимать, что несмотря на все свои преимущества, водород в качестве авиатоплива имеет ряд недостатков, многие из которые весьма критичны. Если специалисты Rolls-Royce смогли приспособить обычный двигатель под новый вид топлива — это еще не значит, что заменив все двигатели на водородные проблема вредных выбросов будет решена.
Изменения потребует сама конструкция самолета так как чтобы заменить 250 000 литров авиатоплива потребуется более 1 млн литров жидкого водорода, чтобы обеспечить эквивалентную дальность полета.
Еще одна проблема инновационных двигателей кроется в повышенной опасности, которая исходит от водорода, который должен храниться при температурах близких к абсолютному нулю. И даже соблюдая все меры безопасности опасность будет гораздо выше чем к примеру у керосина.