Поднявшийся в воздух самолет SJ-100 использовал двигатели SaM146, разработанные российско-французским предприятием PowerJet. Другие узлы и компонеты лайнера были импортозамещены – 40 систем и агрегатов, в том числе, авионика, шасси, вспомогательная силовая установка и многое другое.
29 августа состоялись испытания импортозамещенного лайнера SJ-100. Самолет был произведен в Комсомольске-на-Амуре на производственном центре ПАО «Яковлев» (входит в ГК Ростех). Во время испытаний, которые продлились 54 минуты, самолет поднялся на высоту до 3000 метров.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/1892826850_0_32_3072_1760_1920x0_80_0_0_3baafb557214e75911eefe166094f00c-1024x576.jpeg)
Под контролем летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина SJ-100 развил скорость в 343 км/час. Самолет успешно приземлился под аплодисменты сотрудников ОАК «Яковлев».
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/tass_61493145_7df-1-1024x683.webp)
Испытания подтвердили стабильную работу всех систем, в том числе, системы автоматического регулирования давления в кабине, управляемости и устойчивости самолета в воздухе. Экипаж проверил и другие летные характеристики лайнера, например, «посадку на облако». Так называется проверка устойчивости самолета при переходе из безоблачного участка, в облачный, где имеется более высокая плотность.
Несмотря на то, что совершивший полет SJ-100 называют импортозамещенным, в движение его приводили двигатели SaM146, разработки российско-французского предприятия PowerJet. Подобное решение было принято для ускорения испытаний самолета. Следующий тестовый SJ-100 поднимется в воздух уже с отечественными двигателями ПД-8, которые на данный момент в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ проходят необходимые стендовые и летные испытания.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/pd-8-il-76ll-76529_5.jpg)
Несмотря на наличие импортных двигателей российскими конструкторами была проделана большая работа по импортозамещению узлов и компонентов SJ-100. На данный момент удалось заменить порядка 40 систем самолета. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уточнил, что работы проводились в сжатые сроки, однако еще предстоит оснастить самолет российскими двигателями.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/PowerJet_SaM146_Engine_exhibited_in_Paris_Air_Show_2011-1024x664.jpeg)
«Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие», — пояснил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
![](https://htnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/twvqxlkz0pgbubqsffbonoxb0sf35ojr_362-1024x683.webp)
Программа импортозамещения SJ-100 стартовала в 2019 году. По состоянию на июнь 2022 года затраты на нее без учета замены двигателей на отечественные оценивали в 50 млрд. рублей. Ожидается, что серийное производство импортозамещенного лайнера начнется уже в 2024 году. До 2030 года планируется выпустить 142 единицы SSJ-100.
Для выпуска самолета в серию и его эксплуатации потребуется модернизация инфраструктуры. Гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев в интервью НСН отметил, что для корректной эксплуатации лайнера может потребоваться удлинение некоторых из существующих взлетно-посадочных полос и даже развитие спутниковой группировки для перехода с GPS на ГЛОНАСС.
Сервис лайнера SJ-100 потребует появление новых обслуживающих комплексов. Один из них открылся в начале лета на территории технопарка Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Лаборатория по техническому обслуживанию и ремонту электронных и электрифицированных компонентов систем гражданских воздушных судов собственного производства была создана силами корпорации «Иркут». Ранее в России не было подобных комплексов и поэтому обслуживание и ремонт электронных компонентов самолетов проводилось за рубежом.