Легкомоторный самолет Байкал должен прийти на замену популярному, но уже устаревшему Кукурузнику (АН-2). Несмотря на то, что производство самолета Байкал еще не началось — заказы на модель уже есть. Чтобы удовлетворить спрос планируется построить еще один завод по производству самолета на Дальнем Востоке. Сдача в эксплуатацию нового предприятия запланирована на 2025 год или если получится на 2024.
Самолет АН-2 (Кукурузник) долгое время занимал уникальную нишу в отечественной авиации. Его отличала высокая надежность, неприхотливость, а также возможность эксплуатации в неподготовленных условиях. Кукурузник мог сесть буквально в чистом поле, что делало его незаменимым для полетов в удаленных районах страны, где не было летной инфраструктуры.
Однако к настоящему моменту новые АН-2 больше не производятся, а те, что удалось сохранить, постепенно теряют свой ресурс, что ставит под угрозу их дальнейшее использование.
В качестве замены Кукурузнику, Уральский завод гражданской авиации разрабатывает самолет ЛМС-901 (Байкал). Байкал должен будет включать в себя все преимущества АН-2 (неприхотливость и надежность), а по многим другим показателям он должен будет превзойти своего предшественника. Заявлено, что новый самолет будет способен развивать скорость до 300 км/ч, при этом максимальная дальность полета составит 3 тыс. км, а его максимальная грузоподъемность будет достигать 2760 кг.
Еще до начала производства Байкалом заинтересовались потенциальные заказчики. Сразу несколько организаций, среди которых были как авиакомпании, так и управление санитарной авиации, разместили заказы на самолеты ЛМС-901. Для того, чтобы удовлетворить спрос в 2022 году было принято решение, помимо основного производства в Екатеринбурге, также открыть дополнительные мощности на Дальнем Востоке в Комсомольск-на-Амуре.
Для этого уже в этом году стартует начало строительства нового завода, на который выделено 2.5 млрд рублей. Предприятие будет развернуто на площади в 10500 кв.м. и на нем получат трудоустройство более 80 человек. Судя по всему, рабочий коллектив будет очень молодой, так как, по словам губернатора, будущие сотрудники в данный момент, проходя обучение в местных учебных заведениях.
Планируется, что ввод завода в эксплуатацию состоится в 2025 году, но в случае если удастся использовать при строительстве быстровозводимые конструкции, то есть вероятность уложиться к декабрю 2024 года.
Помимо нехватки производственных мощностей на пути Байкала может встать проблема высокой стоимости самолета. Изначально планировалась, что стоимость ЛМС-90 не будет превышать 120 млн рублей, но летом 2023 года сразу несколько чиновников высокого ранга включая Михаила Мишустина, обратили внимание на удорожание самолета. Теперь по данным главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, базовая стоимость отечественного самолета Байкал превысит 200 млн рублей.