Управляющий директор АО Туполев — Вадим Королев дал интервью о ситуации в компании. Он рассказал о том, как идет модернизация Казанского авиазавода (КАЗ), какие деньги выделяются на это, что руководство компании делает для привлечения новых и удержания старых сотрудников, о новых разработках, а также о том, когда удастся выйти на запланированные объемы производства и многое другое.
Издание БИЗНЕС Online выпустило материал, в котором сообщало, что в этом году Казанский авиазавод не сможет выполнить план и произвести три самолета Ту-214. Причина кроется в слишком завышенных требованиях к заводу, который ранее выпускал примерно 1.5 самолета данной модели в год. Учитывая тот факт, что три самолета в 2023 году это только начало, а к 2030 их требуется выпустить по 115 штук, неудивительно, что материал прозвучал несколько тревожно.

11 декабря спустя ровно неделю после выхода материала управляющий директор АО «Туполев» Вадим Королев дал большое интервью для БИЗНЕС Online. В этом материале HTNews тезисно разберет основные моменты беседы.
Модернизация КАЗ
Казанский авиазавод (Каз) является одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, а также одним из филиалов АО Туполев. Завод обслуживает военную авиацию, а также производит гражданские самолеты Ту-214. В 2016 году была начата программа модернизации военной части завода, которая продолжается и по сей день. Темпы создания гражданских судов были достаточно невысокими в прошлом, что и привело к срыву планов по производству Ту-214 на 2023 год.

Для того чтобы, начиная с 2027 года, выйти на производство 20 самолетов в год, в ноябре стартовала еще одна программа модернизации завода, на этот раз его гражданской части, которая, по расчетам руководства, может продлиться 2-3 года. По результатам всех работ планируется создание поточной производственной линии, аналогичной автомобильным конвейерам.
Финансирование программы Ту-214
Для того, что чтобы построить новые производственные цеха и сдать самолеты на планируемом уровне необходимо финансирование. Деньги на программу развертывания серийного производство Ту-214 поступят из Фонда национального благосостояния (41.8 миллиарда рублей) и через облигационный заем (42 миллиарда рублей). Но из-за сложности процессов получения денег на данный момент финансирование идет через кредитные средства.

Спрос на Ту-214
Из тех 115 самолетов, которые Туполев должен будет сдать к 2030 году, некоторые уже забронированы клиентами. Аэрофлот заключил договор на покупку 40 самолетов Ту-214, из них 11 относятся к классу твердых контрактов, и даже за 5 из них уже получены авансовые платежи. За остальные деньги будут перечисляться по мере готовности предыдущих — через лизинговую компанию. Авиакомпании Якутия и ЮВТ Аэро также проявляют интерес к продукции Казанского авиазавода.

Еще одним заказчиком гарантированно станет Специальный летный отряд Россия, которые обслуживает интересы первых лиц государства. В ближайшее время организация планирует обновление своего самолетного парка и поэтому сможет обеспечить производителя гарантированным спросом.
Модернизация и версии Ту-214
Из-за того, что самолет Ту-214 изначально строился и разрабатывался в России, многие его элементы можно подвергнуть изменением через соответствующие запросы у производителей узлов и компонентов. Как раз часть таких узлов придется изменить по просьбе авиакомпаний, которые хотят, чтобы самолет соответствовал их внутренним стандартам. Так, например, Аэрофлот предложил внести 99 изменений.
При этом основные узлы Ту-214, например, его двигатели, по словам Вадима Королева, модернизировать не имеет смысла. А вот общую концепцию в дальнейшем, возможно, и поменяют. Так, например, отрабатывается вариант создания грузовой версии самолета, интерес к которой проявляют авиакомпании, а также укороченной версии для полета на более дальние расстояния. Также рассматривается вариант модификации, в которой в кабине будут находиться не три члена экипажа, а два.
Кадры
Для того, чтобы работать приходилось в комфортных условиях для рабочих КАЗ создаются новые душевые, раздевалки, повышается уровень качества питания в столовой. На предприятии существуют также и жилищные программы. Для некоторых семей сотрудников стали доступны варианты помощи с компенсацией части стоимости аренды жилья, а другие сотрудники смогли взять специальную льготную ипотеку. При этом согласно распоряжению Ростех и ОАК зарплата на заводе должна быть на 10% выше средней по городу.

Планируемое расширение производства потребует притока, как минимум, 2.5 тысяч новых сотрудников. Для этого ведется работа с молодежью в различных учебных заведениях. Учащимся предлагаются варианты обучения по целевому набору, идет активная рекрутинговая компания в технических вузах, открываются даже целые кафедры.
Сможет ли Казанский авиазавод выйди на требуемые темпы производства и выпустить к 2030 году запланированные 115 самолетов Ту-214 — покажет время. Но, как можно понять из интервью Вадима Королева, работы по модернизации и масштабированию производства ведутся, поэтому определенные шансы уложиться в сроки и планы есть.