Ожидается, что в 2025 году в продажу поступит новый отечественный электрокар Атом. 500 км — запас хода, собственный маркетплейс приложений, разгон до 100 км/ч за 7-8 секунд, минималистичный дизайн и просторный салон. О том, каким будет этот перспективный автомобиль, читайте в этом материале HTN.
Компания Камаз с 2018 года работала над созданием легкового электрокара. На выставке Вузпромэкспо-2020 был представлен прототип Кама-1, однако впоследствии разработка не вышла в серию.

Уже в 2021 году в Набережных Челнах (Татарстан) была зарегистрирована новая компания АО Атом с уставным капиталом в 720 млн рублей. Позже в конце 2022 года, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин признался, что вложил в компанию 30 млн рублей, а сам завод Камаз — 360 млн рублей. Остальные инвесторы предприятия Атом — пока не раскрываются. Одно из подразделений Росатома вложило в компанию 6.2 млрд рублей — его долю оценивали в 20-23%.

В мае 2023 года был показан макет электромобиля Атом. За разработку электрокара отвечает Харальд Грюбель, который в прошлом развивал проекты Volkswagen, Mercedes и «АвтоВазе». Несмотря на то, что полные технические характеристики не раскрыты до сих пор, кое-какие подробности об электрокаре компания сообщила.

Электрокар Атом — компактный, и в то же время комфортный легковой электромобиль, рассчитанный на пять человек. За счет использования аккумуляторной батареи емкостью 77кВт·ч запас хода на одном заряде составит 500 км.
Подробной информации о моторах нет, но в компании утверждают, что разгон до сотни будет занимать 7-8 секунд, а максимальная скорость составит 170 км/ч. Привод будет осуществляться на задние колеса. Габариты Атома: 3995, 1780 и 1615 мм, что делает электрокар сопоставимым по размерам с Lada XRay.
Инженеры применили нестандартное решение, которое добавило визуального простора внутри салона. Они отказались от центральной стойки между передними и задними сидениями, что помимо увеличения полезного объема позволило применить интересную схему открытия/закрытия дверей.

Сам салон Атома выполнен в минималистичном стиле. Единственные органы системами автомобиля расположены на руле: небольшой дисплей через, который и осуществляется все управление. Часть информации помимо дисплея на руле будет так же выводиться проекцией на лобовое стекло.

В компании приняли решение отказаться от механической связки рулевого колеса с колесами. Вместо этого команды с руля будут поступать на колеса через электронные сигналы.

Патентные изображения Атома были зарегистрированы в базе Федерального института промышленной собственности. На них автомобиль выглядит уже несколько иначе, чем во время майской презентации. Впрочем изменения незначительные и коснулись боковых зеркал, ручек двери, переноса порта зарядки мобильных устройств и др.
Техническая сторона электрокара Атом, о которой известно немного, не является его основной фишкой. В компании отдают приоритет на процесс взаимодействия между водителем и автомобилем. Для этого планируется создать специальную экосистему софта, в которой будет собственный магазин приложений, высокий уровень развития интернета вещей, системы помощи водителю и многое другое.
Магазин приложений электромобиля будет называться Atomverse — он будет открыт для сторонних разработчиков. При этом Атом защитят от информационных угроз извне. За это будет отвечать Лаборатория Касперского, которая разрабатывает специальный шлюз безопасности.
Система помощи водителю (ADAS) — автопилот начального уровня, который пусть и требует присутствия за рулем водителя, но способен существенно облегчить управление. Благодаря ADAS электрокар сможет автоматически удерживаться в полосе, давать подсказки при движение в пробке, распознавать дорожные знаки и помогать при парковке.
Ожидается, что благодаря использованию Атом ID водитель сможет легко переносить свои данные и настройки из одного электрокара в другой, что особенно актуально для тех, кто пользуется услугами каршеринга.

Начало серийного производства электромобиля Атом запланировано на конец 2024 года. Перед этим, осенью 2023 в компании планируют произвести несколько прототипов для ходовых испытаний.
На данный момент нет информации о том, сколько будет стоить Атом в 2025 году. Однако уже сейчас любой желающий может оформить предзаказ, который даст приоритетное право на покупку. Оформить предзаказ можно как на официальном сайте компании, так и на некоторых маркетплейсах, список которых постепенно расширяется. Стоимость предзаказа составляет 7 000 рублей. В случае если человек, внесший эту сумму передумает, то компания вернет ему деньги.

При этом, не смотря на то, что до релиза еще далеко, некоторые таксомоторные компании уже подписали с производителем соглашение на поставку 200 автомобилей Атом. Так же интерес к электрокару проявляют и в каршеринговых компаниях.
На данный момент неизвестно, но каком заводе собираются производить электрокар. В мае в качестве возможной производственной площадки называли бывший завод Ford в Набережных Челнах, но при этом в компании не отрицают возможность открыть производство и в других странах, например, в Китае.
Что касается комплектующих для электрокара Атом то на данный момент уже известно, что разработкой аккумуляторной батареи займется подразделение Росатома — Рэнера, которое ранее уже инвестировало в компанию автопроизводителя. Производство планируют развернуть на гигафабрике Росатома в Калининграде в 2025 году.
Подводя итог можно заметить, что несмотря на недосказанность вокруг данного проекта, электрокар Атом может стать основой для дальнейшего развития российских электрокаров.