Разработанный в России ближне-среднемагистральный самолет МС-21, по мнению президента России, лучше зарубежных аналогов по многим параметрам. Соответствующее заявление Владимир Путин сделал на встрече с женщинами из летного состава российских авиакомпаний.
Самолет МС-21 относится к классу ближне-среднемагистральных узкофезюляжных самолетов. В случае начала серийного производства эта модель станет вторым после Sukhoi Superjet 100 пассажирским самолетом, разработанным и произведенным с нуля в современной России. Самолет уже успешно прошел ряд летных испытаний, но дата начала серийного производства неоднократно переносилась.

В январе 2022 года глава ГК Ростех Сергей Чемезов заявил, что в 2022 году планировался выпуск серийных самолетов MC-21, но с американскими двигателями. В связи с последними событиями, разработанные и произведенные в США двигатели попали под сакции и поставляться в страну не будут. Тем не менее, самолет с полностью российскими комплектующими должен подняться в воздух в 2024 году, уточнил Чемезов.
MC-21 разрабатывается корпорацией “Иркут” совместно с входящим в ее состав ОКБ Яковлева. Предполагалось, что стоимость самолета составит $96 млн, но с учетом текущей ситуации к моменту выхода самолета в серию цена может быть скорректирована. Общий объем инвестиций в проект (проектировка, разработка и другие этапы) оценена в $7.6 млрд.

Преимущества МС-21
Прямые конкуренты MC-21 — это Airbus A320 и Boeing 737 MAX. Данные самолеты также относятся к классу ближне-среднемагестральных, узкофезюляжных самолетов.
Одно из преимуществ МС-21 состоит в улучшенной комфортабельности благодаря более широкому фюзеляжу, который составляет 4.06 м. У конкурирующего лайнера Airbus ширина фюзеляжа — 3.9 м, в то время как у Boeing — 3.7 м. За счет этого появилась возможность увеличить расстояние в проходе между рядов, предусмотреть более глубокие и емкие багажные полки. Сами посадочные места стали шире.

В корпусе самолета предусмотрены более широкие иллюминаторы, чем у конкурентов — в салоне будет светлее. Когда за бортом темно за освещение будут отвечать светодиодные RGBW-лампы.
За счет особенностей конструкции MC-21 перепады высот не так влияют на давление внутри салона. Уши будет закладывать меньше. Уровень шума в целом должен быть ниже, чем у западных аналогов.

Улучшение комфорта для пассажиров было достигнуто не в ущерб пассажировместимости. МС-21 сможет вместить до 211 человек, что больше чем у самолетов-конкурентов.
Технические блоки, например, туалеты, стали просторнее. Это позволит проводить уборку гораздо быстрее. Таким образом, простой в аэропорту должен сократиться.
Конструкция МС-21 подразумевает использование композитных материалов. Общий вес самолета и расход топлива снижаются, а скорость увеличивается. МС-21 способен развивать крейсерскую скорость до 870 км/ч. Для сравнения: Airbus A320 способен развить 828 км/ч, а Boeing 737 — 842 км/ч.

Недостатки MC-21
Технические преимущества MC-21 не исключают его минусов в особенности для зарубежных покупателей. Компании Airbus и Boeing обладают огромной разветвленной сервисной сетью. В случае поломки проблем с ремонтом не возникнет.
Boeing, например, гарантирует поставку запчастей в любой аэропорт мира в течение суток. Потенциальным кокупателям MC-21 предложить подобный сервис на данном этапе не получится.
Опыт продаж Sukhoi Superjet 100 остро вскрыл исходящие из малодоступности сервиса проблемы. Мексиканская авиакомпания Interjet в 2017 году приняла решение вывести из эксплуатации часть самолетов чтобы получить нужные недостающие детали. А с учетом текущей политической обстановки: санкций и закрытого неба для российских самолетов, успех МС-21 на международным рынке кажется маловероятным.
Производство МС-21
Главной задачей для MC-21 является восстановление внутреннего рынка перелетов.
«Что будем делать сейчас? Будем наращивать, конечно, внутренние перевозки, но там, где [возможно], будем летать за границу, будем стремиться к тому, чтобы ситуацию поменять«, — заявил Путин на встрече с женщинами из летного состава российских авиакомпаний.

При этом сценарии у МС-21 есть перспективы. Дальность полета в 6000 км позволит летать без пересадок практически из любой точки страны в любую другую. К тому же испытания показали, что самолет хорошо работает в условиях пониженных температур.
Тем не менее, есть часть компонентов MC-21 (в основном электроника), которая все еще производится за рубежом. Эти детали попали в санкционные списки. Поставки оказалась под запретом. И теперь от того, сумеет ли Россия наладить импортозамещение или найти альтернативные способы закупки, зависит будущее МС-21.

Тем не менее, количество импортных деталей в самолете сокращалось из года в год. Опыт импортозамещения из-за санкций у “Иркут” имеется.
В 2018 году АО «Аэрокомпозит» попал под американские санкции и лишился возможности закупать импортное сырье для создания поликомпозитных крыльев. Но вскоре UMATEX (отечественная компания, которая входит в ГК Росатом) начала производить нужное сырье. Таким образом, крылья нового самолета теперь полностью российского производства.
Встает вопрос с двигателями MC-21. Изначально самолет должен был поставляться с американскими двигателями Pratt&Whitney, но в 2020 году в небо впервые поднялся МС-21 с российскими двигателями. ПД-14 (Перспективный Двигатель тягой 14 тонн) — это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. В феврале 2021 года он получил необходимые разрешения для серийного производства.