Компания Аэрокомпозит изготовила прототип крыла из композитных материалов для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Теперь специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) должны провести необходимые испытания новинки.
Компания АО «Аэрокомпозит», входящая в корпорацию ИРКУТ, завершила работу над прототипом крыла для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Крыло выполнено из композитных материалов и в ближайшее время будет передано для испытаний в Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского.
Испытания планируется провести до середины 2023 года, сообщил первый замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский.
Самолет CR929, который разрабатывается совместно авиаконструкторами Китая и России, относится к классу широкофюзеляжных, дальнемагистральных самолетов. В зависимости от модификации на борту могут находиться от 250 до 320 пассажиров, а самолет может преодолеть на одной заправке расстояние от 10000 до 14000 км с максимальной скоростью 908 км/ч.
Отличительной чертой самолета должно стать высокое процентное содержание композитных материалов в конструкции лайнера — более 50%.
Работы над созданием CR929 начались в 2014 году. Кооперация двух стран подразумевала равные затраты на разработку самолета, сумма которой составляла 13-20 млрд долларов. При этом ориентировочную стоимость самолета в 2017 году обозначили в $113.5–117.8 млн. Для сравнения: на тот момент аналогичный самолет Airbus А350 оценивали в $136–154 млн.
Российская сторона отвечала за разработку композитного крыла. Китай — за разработку фюзеляжа и сборку лайнера на заводе в Шанхае. Часть других комплектующих планировалось закупать у иностранных поставщиков.
Так, например, на начальном этапе создания самолета планировалось использовать двигатели компании General Electric или Rolls-Royce (GM Genx, Rolls-Royce 1000 и Rolls-Royce XWB), которые устанавливаются на аналогичные по летным характеристикам Boeing 787 и Airbus A350.
В дальнейшем на самолет можно будет установить перспективный российский двигатель ПД-35, разработка которого уже ведется. Но в данный момент сроки изготовления данного изделия сместились вправо и к 2024 году планируется только начать испытания двигателя демонстратора. Так же в дальнейшем под крылом самолета может оказаться и китайский двигатель CJ-2000, разработка которого так же ведется.
Потенциальное участие западных компаний проекту вряд ли пойдет на на пользу. В 2022 году на российскую авиаотрасль были наложены санкции, ограничившие возможность закупок иностранной продукции. Так же ограничения коснулись и сервисного обслуживания импортных самолетов.
28 декабря 2022 года Денис Мантуров заявил, что, возможно, российская сторона перейдет из статуса партнера в статус поставщика комплектующих для самолета CR929.
«Думаю, мы в первом квартале следующего года проведем очередные переговоры, выйдем на понятные перспективы и сроки. Но у наших китайских коллег на сегодняшний день в этом проекте присутствуют заявки на участие от различных производителей компонентов третьих стран. Мы же такой формат для себя не рассматриваем, с учетом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем«, — заявил глава Минпромторга.
Ранее 29 июня 2022 года вице-премьер Юрий Борисов так же без особого оптимизма оценил будущее российско-китайского проекта. Он отметил, что участие России в нем постепенно сокращается. Однако, по его словам, говорить об окончательном решение о выходе пока преждевременно, так как проект все еще продолжается.
В результате санкций особенно остро встал вопрос импортозамещения иностранной авиатехники. Поэтому до 2030 года планируется выпуск 1000 различных отечественных самолетов. Среди них: ТУ-214, серийное производство которого уже начато, а так же новейшие самолеты МС-2 и SSJ-New, которые в данный момент проходят различные испытания.
Все эти самолеты относятся к классу узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров. А сегмент широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов на данный момент не занят никем. Поэтому если Россия выйдет из проекта создания CR929 важно, чтобы сохранилась хотя бы возможность покупки данного лайнера.