Сегодня, 12 апреля, Россия празднует великий праздник — день космонавтики. Дата выбрана не случайно. Именно 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества отправился в космос. В этом материале HTNews расскажет о том самом первом полете и судьбе его улыбчивого главного героя.
Предыстория полета
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Клушино — небольшой деревне в Смоленской области. Простая семья: отец — плотник, мать работала на молочной ферме. И совсем не беззаботное детство.

Во время Великой Отечественной войны Клушино оказалась под немецкой оккупацией. Немцы выгнали семью Гагарина из дома и им пришлось перебраться в землянку. Брата и сестру Гагарина отправили на работы в Германию, но из-за начала наступления Красной армии им удалось сбежать.
После войны Гагарин смог закончить школу, а затем уехал в Москву, где поступил в Люберецкое ремесленное училище. После — учился в Саратовском индустриальном техникуме, совмещая с занятиями в аэроклубе ДОСААФ. Там он смог налетать 42 часа 23 минуты практики.

Дальнейшая судьба связала Гагарина с армией — его направили в Оренбургское высшее военное авиационное краснознаменное училище лётчиков. Он закончил обучение с отличием в 1957 году, после чего попал в 769-й истребительный полк авиации. За два года Юрий Гагарин налетал 265 часов на реактивном самолете МИГ-15.

Пока Гагарин оттачивал навыки в летного мастерства руководство СССР поставило задачу создать отряд космонавтов и подготовить их к первому полету в космос. Руководителем данного проекта был назначен великий советский ученый, конструктор ракетно-космических систем — Сергей Павлович Королев.

Узнав о проекте Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в кандидаты. 25 марта 1959 он вместе с другими кандидатами начал процесс подготовки.
Требования к кандидатам для прохождения отбора были обусловлены технической, медицинской, профессиональной, а также политической составляющими.
С политической точки зрения: кандидаты должны были быть лишены выраженных внешних дефектов, состоять в коммунистической партии и являться выходцами из простой семьи.
Техническая сторона была обусловлена небольшими габаритами корабля Восток, на котором предстояло отправиться в космос. Поэтому кандидаты в отряд должны были быть не выше 170 см, их вес не должен был превышать 70-72 кг.
С медицинской точки зрения кандидаты должны были иметь здоровье близкое к идеальному. Причем, это касалось как физического, так и ментального здоровья.

Профессиональная составляющая: Сергей Королев выбирал кандидатов из числа летчиков реактивной истребительной авиации. Они уже сталкивалась с перегрузками, и умели принимать быстрые, правильные и хладнокровные решения, считал Королев.
Юрий Гагарин попадал под все критерии отбора. Более того, в процессе подготовки он проявлял себя самым наилучшим образом демонстрируя как свои профессиональные качества, так и личностные.
Особое внимание от Сергея Королева Гагарин получил в момент, когда во время показа будущим космонавтам космического корабля, он первым вызвался попасть в кабину. Королев тогда сказал своему заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым«.

Подготовка к полету
Пока космонавты готовились к полету, ученые тоже не сидели сложа руки. Все прекрасно понимали, что испытание предстоит не простое. Cейчас полеты человека в космос воспринимаются как нечто почти обыденное. А тогда — не было ни малейшего понимания как именно поведет себя человек во время полета. Выдержат ли психика и организм?
Чтобы это проверить в космос отправили собак. Первой полетела Лайка в 1957 году. Для нее, к сожалению, это был полет в один конец. Миссия не подразумевала возврата на Землю. Запасов еды на корабле собаке должно было хватить примерно на неделю. Но Лайка погибла через 5-7 часов после старта — от перегрева.
Ее смерть не была напрасной. Благодаря наблюдению за состоянием собаки посредством датчиков и других устройств, стало понятно, что сам космос не убивает живое существо. А вот над технической составляющей полета еще предстояло поработать.

После полета Лайки, началась проработка вопроса возврата живых существ обратно на Землю. Первыми, кому удалось успешно вернуться были собаки Белка и Стрелка.
В августе 1960 года собаки провели на орбите 25 часов, после чего успешно вернулись домой. Компанию им составили мыши, насекомые и растения.

После анализа данных, полученных в ходе полета и после приземления, ученые пришли к выводу, что полет прошел без последствий. Белка и Стрелка прожили счастливую собачью жизнь и умерли уже от старости.

Забавный факт: одного из щенков Стрелки, которые родились уже после полета, подарили жене президента США — Жаклин Кеннеди (по ее настойчивой просьбе).

После Белки и Стрелки в космос отправили с переменным успехом еще несколько собак. Часть из них погибли, а часть смогли выжить. После чего настала очередь Иван Иваныча.
Так звали манекен человека, который так же, 25 марта 1961 отправили в космос. На данном манекене отрабатывали работу различных систем жизнеобеспечения космонавтов, и тестировали его скафандр.

Пока проводились испытательные полеты, шла подготовка космонавтов. Суровый отбор включал тестирования, испытания, обучающие программы, экзамены. Из 20 человек была сформирована команда из 6 наиболее подходящих под задачу кандидатов. Ими стали Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Но даже из 6 человек особенно выделялись двое — Юрий Гагарин и Герман Титов.
Но все-таки первым полетел Гагарин. В этом ему помогла внешность. Во время обсуждения кого же отправить первым, Валентин Глушко — великий советский инженер и конструктор, принимавший участие в подготовке первого полета, заявил следующее:
«Если для дела — то лучше остановить выбор на Титове. А если иметь в виду политическую составляющую — на Гагарине. Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты, вместе взятые…»

На том и порешили. Юрий Гагарин полетит первым, но в случае непредвиденных обстоятельств его заменит Герман Титов.
Полет Юрия Гагарина
Полет первого человека в космос должен был состояться на космическом корабле Восток, который на орбиту должна была вывести одноименная ракета.
Конструкция корабля (так же как и выбор космонавта) отчасти были обусловлены и политическими мотивами. В то время шла Холодная война между США и СССР. Помимо гонки вооружения противостояние развернулось и в космической сфере. В космической гонке на тот момент уверенно лидировал СССР, запустил свой первый спутник на орбиту Земли в 1957 году.
Однако во время подготовки к запуску человека, было очевидно, что аналогичная программа существует и в США. Руководство СССР не хотело терять свое лидерство, что наложило свой отпечаток на технические решения, примененные во время создания корабля Восток.

Например, корабль Восток не имел возможности совершить мягкую посадку. Вместо этого предлагалось катапультировать кресло с сидящем в нем космонавтом при достижение определенной высоты.
При этом сказать ,что упрощение некоторых элементов Востока как-то влияло на его надежность нельзя. Скорее Восток стал неким автоматом Калашникова в космосе — простым и надежным. Полет должен был проходить в автоматической режиме, но так же имелась возможность перевода управления в ручной режим.

Сам корабль состоял из двух отсеков. Приборного и обитаемого, где должен находиться космонавт. Общая масса составляла 4.725 т, из которых 1.3-1.5 тонн приходилось на теплозащиту. Общая длина корабля составляла 4.4 метра, а наружный диаметр 2.43 метра.
По расчетам ученых, в момент приземления корабль должен будет выдержать нагрев корпуса до 3-5 тысяч градусов по Цельсию. В это же время космонавт внутри должен будет выдержать перегрузку 8-10G. Такие испытания не каждый способен вынести, именно поэтому отбор кандидатов был такой суровый.

Пуск был запланирован на 12 апреля 1961 года. В день пуска, в момент предстартовой подготовки оказалась, что люк закрыт не герметично, но проблему смогли оперативно устранить.
В остальном предстартовая подготовка прошла в соответствии с планом. Сам Гагарин благодаря подготовке и личностно-волевым качествам демонстрировал спокойствие и бодрость духа. Его пуль составлял 64 удара в минуту. Уже находясь в кабине корабля он напевал и насвистывал песенки, уверенно и спокойно отвечал на вопросы Сергея Королева, который казалось волновался больше самого космонавта.
И вот в 09:07 по московскому времени в динамиках центра управления полетом раздался ставший уже знаменитым его возглас: «Поехали».
Ракета Восток взмыла в небо. Юрий Гагарин продолжал оставаться на связи, сообщая, что у него все хорошо, все идет по плану, шум в кабине небольшой, самочувствие нормальное.
Отклонение от плана произошло в момент, когда двигатели третьей ступени ракеты не отключились при наборе нужной высоты. Но, в конце концов, спустя еще немного время сработал дублирующий элемент отключения (таймер). В итоге корабль лишь ненамного превысил заданную высоту.

Первый полет человека в космосе проходил на высоте 302 км со скоростью около 28 000 километров в час. За 108 минут корабль с Гагариным совершил один виток вокруг Земли. Во время полета Юрий по-прежнему сохранял спокойствие и пребывал в восторге от вида Земли, которую он наблюдал в иллюминатор.
Совершив запланированный облет планеты, в 10:25 корабль приступил к снижению. Тормозная двигательная установка сработала не совсем корректно — отделение приборного отсека от посадочного модуля не произошло. В результате корабль в течение 10 минут вращался вокруг своей оси со скоростью один оборот в секунду. Примечательно, что Гагарин решил не пугать руководителей полета и не стал сообщать, что в данный момент происходит с кораблем Восток.
Ситуация с разделением отсеков разрешилась в момент входа в более плотные слои атмосферы. Сработали термодатчики и отсек успешно отделился. Как и ожидалось, корабль стал нагреваться до немыслимых температур, стальная обшивка плавилась, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км, как и было запланировано, Гагарин катапультировался. Дальнейшее приземление было сопряженно сразу с несколькими трудностями. Каждая из них могла оказаться фатальной.
Сначала не открывался клапан на герметичном скафандре Гагарина, через который должен был поступать наружный воздух. Данная проблема могла привести к смерти первого в истории космонавта от удушья.
После этого на высоте 3 км не сразу открылся дополнительный парашют. И в завершении полета Гагарин чуть ли не приземлился в воды холодной весенней Волги. Лишь благодаря подготовке он сумел, управляя стропами, отлететь на расстояние 1.5-2 км от воды.
Приземление состоялось в 10:55 минут. Однако и тут все прошло не совсем гладко. Спускаемый аппарат приземлился в одном месте, а сам космонавт в некотором отдалении от планируемого места приземления. При приземление Гагарин не пострадал и чуть позже его смог найти поисково-спасательный отряд, который вез его на аэродром Энгельс. Откуда Юрий Гагарин доложил:
«Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

После полета
В тот же день об успешном первом полете человека в космос стало известно общественности. Данная новость не оставила равнодушной никого.
Поздравления с завершением миссии поступали со всего света. Даже от президента США Джона Кеннеди, который написал письмо руководству СССР, а спустя время, выступая перед конгрессом, признал поражение Америки в данном этапе космической гонки и призвал многократно увеличить усилия в программе высадки человека на Луну.
Одними письмами и телеграммами дело не ограничивалось. Гагарин отправился в мировое турне, в которым посетил множество стран, как социалистического блока, так и капиталистических. Во время посещения Великобритании, королева Елизавета II сфотографировалась с ним, не смотря на запрет подобных действия в рамках этикета. Свой поступок она объяснила тем, что Гагарин не обычный человек, не земной и поэтому на него такой запрет не распространяется.

Параллельно с заграничными поездками 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, которую закончил 17 февраля 1968 году. Он был назначен на должность заместителя центра подготовки космонавтов. Не забывал Гагарин и о практике летчика-испытателя. А с 1966 года он проходил тренировки для полета на новом корабле Союз.

Но судьба внесла свои коррективы в жизнь первого космонавта. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин разбился во время испытательного полета во Владимирской области. Точные причины катастрофы не ясны и по сей день. В тот день стояла низкая облачность и, возможно, во время маневра пилот не смог правильно среагировать на какие-то внешние помехи, в результате чего разбился, зацепив верхушку деревьев.
Прощальное письмо Гагарина

У Юрия Гагарина осталось две дочери и жена, которой передали письмо хранившееся 7 лет в сейфе космонавта. Это письмо Юрий написал незадолго до своего первого полета. Вот некоторые фрагменты из того прощального письма.
«В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина«.
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке«.