В Москве состоялось открытие Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Этот участок протяженностью 70 км — самая длинная кольцевая линия метро в мире. БКЛ расположена на удалении в 10 км от обычной кольцевой линии и имеет 31 станцию. БКЛ позволит совершать 20 пересадок на другие линии метро, 8 пересадок на московские центральные диаметры, 3 пересадки на МЦК и 13 пересадок на станции пригородной железной дороги.
Идея создания еще одной кольцевой линии московского метрополитена появилась еще в Советском Союзе. Однако, конечный план создания БКЛ обрел проектный вид лишь в 2014 году.
Примечательно, что 3 станции, которые вошли в состав БКЛ (Варшавская, Каширская, Каховская), были построены намного раньше всех остальных станций — в 1969 году и относились к ныне упраздненной Каховской линии.
Первым (не считая Каховской линии) был открыт участок Петровский парк — Деловой центр. Открытие состоялось 26 февраля 2018 году. На данном участке расположены пять станций: Деловой Центр, Шелепиха, Хорошевская, ЦСКА, Петровский парк. Спустя пару месяцев после открытия первого участка линию продлили еще на одну станцию — Савеловская.
Следующий участок БКЛ (Нижегородская — Лефортово) был запущен 27 марта 2020 года. На данном участке заработало три станции: Нижегородская, Авиамоторная, Лефортово. В том же 2020 году к данному участку добавили еще одну станцию — Электрозаводская.
Следующий этап открытия новых станций состоялся в 2021 году. 1 апреля был открыт участок: Хорошево — Мневники, на котором расположены две одноименные станции.
Позже, 7 декабря 2021 года ввели в эксплуатацию участок Мневники — Каховская. На данном участке открыли следующие станции : Терехово, Кунцевская, Давыдково, Аминьевское шоссе, Мичуринский проспект, Проспект Вернадского, Новаторская, Воронцовская, Зюзино.
И, наконец, полное открытие БКЛ состоялось 1 марта 2023 года. В этот день было открыто сразу 2 участка: Марьина роща — Сокольники и Текстильщики — Варшавская. Всего девять станций : Марьина Роща, Рижская, Сокольники, Текстильщики, Печатники, Нагатинский Затон, Кленовый Бульвар, Каширская, Варшавская.
Как строили БКЛ?
За исключением нескольких станций основную часть 70-ти километровой БКЛ пришлось строить практически с нуля. Для строительства туннелей БКЛ были использованы специальные туннелепроходческие щиты диаметром 6 и 10 метров.
6-метровый щит позволяет проложить туннель в толще земли, по которому проложена одна пара рельс для движения поездов. Щит диаметром 10 метров позволяет прокладывать туннель, в котором расположены сразу две пары рельс.
Щит для прокладки туннеля для БКЛ был произведен в Китае и доставлен на место строительства за 50 дней. Маршрут доставки проходил по Северному морскому пути (подробнее о СМП ранее писал HTNews).
Большая часть тоннелей на БКЛ — однопутные, однако на участках от Текстильщики — Каширская и Мневники — Аминьевская туннели двухпутные.
Станции БКЛ расположены на глубине от 7 метров (Каширская) до 65 метров (Савеловская). Станции неглубокого заложения при строительстве требуют затрат меньшего количества времени и ресурсов и поэтому большинство станций новой линии метро находятся на глубине не превышающей 30 метров.
Каждая из станций, по традиции московского метрополитена, имеет свой уникальный облик. То, как будут выглядеть станции «Мнёвники», «Терехово», «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» московская мэрия определяла на международных архитектурных конкурсах.
При строительстве каждой станции возникали свои сложности, которые требовали нестандартных решений. Так, например, из-за того, что рядом с «Деловым центром» располагаются небоскребы Москва-Сити — пути пришлось проложить по специальной виброплите, которая гасила бы вибрацию от движения поездов.
Станция Мичуринской проспект из-за особенности расположения в плотной городской застройке и из-за окружающих ее коммуникаций получилась пятиуровневой. Такое решение было принято для того чтобы она могла занять меньше места в горизонтальной плоскости.
Помимо строительства туннелей и станций метро, так же от проектировщиков требовалось создать дополнительную инфраструктуру. Для обслуживания 92 подвижных составов (отечественного производства), которые будут курсировать по кольцу, будут работать сразу три электродепо.
В начале февраля мэр Москвы Сергей Собянин открыл депо «Нижегородское». На нем будут обслуживаться 40% поездов, курсирующих на БКЛ. Помимо него обслуживание будут производить так же в электродепо «Аминьевское» и «Замоскворецкое».
Для чего строили БКЛ?
Появление Большой кольцевой линии, по расчетам властей, должно существенно снизить нагрузку на кольцевую и радиальные линии. Запуск БКЛ позволит сократить время в пути для пассажиров на 30 минут.
Ожидается, что первое время услугами новой линии будут пользоваться 1 млн человек ежедневно, а проектная пропускная способность достигает и вовсе 2 млн человек. При этом проект не должен быть убыточным и, по расчетам градоначальника, окупит себя уже в 2023 году, а к 2035 году БКЛ принесет в бюджет города Москвы около 7 трлн рублей.
Для многих жителей Москвы станции БКЛ станут единственными станциями, до которых можно дойти пешком, не прибегая к помощи наземного транспорта. Так, например, ранее 174 тыс. человек проживающих в районе Хорошёво-Мнёвники до открытия станций «Народное Ополчение» и «Мнёвники» были вынуждены ехать на автобусах до станций Октябрьское поле или Полежаевская.
“Всего же после полного запуска БКЛ новые маршруты появятся у 3,3 миллиона жителей, они смогут экономить до 45 минут в день«. — заявил заммэра Максим Ликсутов
Открытие БКЛ качественно преобразит столицу. После запуска нового кольца столичные власти скорректируют программу развития всех видов транспорта столицы. Изменения могут коснуться даже планов по развитию пятого Московского центрального диаметра. Так же изменения коснутся, как минимум, 12-ти маршрутов наземного транспорта, остановки которого надо будет перенести ближе к новым станциям метро.