В России уже несколько лет ведутся работы над проектированием нового сверхзвукового пассажирского самолета. Недавно научный руководитель ЦАГИ показал рендерные изображения будущего самолета.
Выступая на Международном конгрессе по аэронавтике, научный руководитель ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского) Сергей Чернышев продемонстрировал снимки новейшего сверхзвукового пассажирского самолета. По его словам, ЦАГИ ведет разработку этого самолета и в своем прогрессе не сильно отстает от американских конкурентов.
У России имеется опыт создания пассажирских сверхзвуковых самолетов. В 1969 году в СССР в небо поднялся сверхзвуковой лайнер Ту-144, полеты которого прекратились уже в 1978 году, по причине своей нерентабельности. По той же причине были остановлены полеты аналогичного зарубежного самолета Конкорд, производимого совместным франко-британским предприятием.
С тех пор авиационная промышленность в своем развитии шагнула вперед и ведущие авиационные компании стали вновь разрабатывать пассажирские сверхзвуковые самолеты.
Американские конкуренты, на которых ссылается Сергей Чернышев, представлены сразу несколькими фирмами, но наиболее продвинулась в этом направлении компания Lockheed Martin со своим X-59 QueSST. Летом 2023 года она завершила сборку экспериментального самолета, способного развивать скорость в 1510 км/ч. Летные испытания лайнера планируют начать уже в ближайшее время.
Что касается России, то, разумеется, работы над созданием сверхзвукового самолета у нас так же ведутся, но сложно сказать, на каком они этапе в данный момент. Показанные научным руководителем ЦАГИ в начале декабря рендерные изображения, несколько отличаются от изображений и макета сверхзвукового самолета Стриж, которые институт показал на авиашоу Макс-2021. А те, в свою очередь, отличаются от демонстратора технологий, который разработали и тестировали специалисты ЦАГИ в 2017 году.
Подобные несостыковки могут свидетельствовать о том, что окончательный облик пассажирского сверхзвукового самолета еще не определен. Что само по себе не так уж и плохо, ведь создание самолета такого класса — дело непростое. Но при этом слова о том, что «мы почти не отстаем от конкурентов из США», которые уже готовятся к летным испытаниям, звучат несколько странно. По словам ректора МАИ, наш первый прототип первого сверхзвукового пассажирского самолета может появиться в промежутке 2035–2040 годов.