Российская тяжелая ракета Ангара-А5 и ее модификации – ключевой элемент будущего космической отрасли страны. С ее помощью будут строить Российскую орбитальную станцию (РОС), выводить спутники на орбиту, реализовываться этапы лунной программы. Успешный запуск ракеты-носителя 11 апреля с космодрома Восточный укрепил эти планы.
Первые две попытки запустить Ангару-А5 с Восточного были отменены автоматически. В первый раз — по причине сбоя системы наддува бака окислителя. Во второй раз — случился сбой системы контроля запуска двигателя.
Ангара-А5 — это тяжелая ракета, способная выводить на низкую околоземную орбиту до 24.5 тонн груза. В первый пуск с Восточного на нее установили макет полезной нагрузки, а также малый спутник Cubsat 3U «Гагаринец» частной российской компании Avant Space.
С третьего раза, наконец, была дана команда «Пуск!». Трехступенчатая ракета с разгонным блоком «Орион» устремилась ввысь.
Все четыре двигателя боковых блоков (высокотехнологичные и экологичные РД-191), и двигатель центрального блока (также РД-191) отработали штатно. На третьей минуте после пуска трансляция переключилась на анимированную часть: Ангара-А5 достигла скорости в 4471 км/ч, и взлетела на высоту 63 км.
На 214 секунде после старта происходит отделение боковых блоков. Двигатель центрального блока выходит на режим главной ступени тяги. «Стабилизация ракеты-носителя — устойчивая», — сообщает диктор после отделения первой ступени.
В составе второй ступени ракеты Ангара-А5 только один универсальный ракетный модуль УРМ-1. Он, так же как и боковые блоки, оснащен российским однокамерным жидкостным двигателем РД-191, разработки Энергомаш им. В. П. Глушко. Этот двигатель работает на топливной паре керосин и жидкий кислород.
Сейчас в Энергомаше разрабатывается модификация этого двигателя — РД-191М. Он будет устанавливаться на ракеты-носители тяжелого класса «Ангара-А5М». С ним грузоподъемность ракеты может повыситься: с 24 до примерно 25.5 тонн при выводе на низкую орбиту.
Вернемся к полету. На пятой с половиной минуте происходит штатное отключение двигателя центрального блока — отделение второй ступени ракеты.
Запускается двигатель третьей ступени, а затем сбрасывается головной обтекатель. К этому моменту Ангара-А5 набирает высоту в 153 км, а скорость продолжает расти (уже более 12.6 тысяч км/ч).
Выключение двигателя третьей ступени (это четырехкамерный жидкостный РД-0124А) происходит на 745-й секунде полета. Происходит отделение орбитального блока.
«Орбитальный блок в составе разгонного блока 14C48 в технологическо-летном исполнении и испытательно-полезной нагрузке выведен на начальную незамкнутую орбиту», — рапортует диктор трансляции Роскосмоса. Трансляция завершается следующим кадром:
Роскосмос сообщил, что в результате тестового полета разгонный блок доставил на геостационарную орбиту испытательную и полезную нагрузку. Однако отделение испытательной нагрузки от разгонного блока не предусматривалось.
Полезная же нагрузка — малый космический аппарат «Гагаринец», была выведена на низкую околоземную орбиту. Это спутник формата Cubesat 3U, созданный российской частной компанией Avant Space.
«Гагаринец» — первый рекламный спутник. Он будет в составе группировки «Созвездие» проецировать рекламу на ночном небе. Для того чтобы ее увидеть в полном формате — надо навести смартфон, который считает код. Первую рекламу в космосе дал новый российский бренд одежды Dolenga.
Для того, чтобы не создавать помех действующим космическим аппаратам, Орион с испытательной нагрузкой уведут на орбиту хранения.
Задача первого пуска летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями тяжелого класса «Ангара» на космодроме Восточный полностью выполнена, сообщил Роскосмос.
В дальнейшем ожидается, что модернизированная версия ракеты: Ангара-А5М будет использоваться для отправки на орбиту модулей Российской орбитальной станции (РОС) и запуска к ней пилотируемых кораблей.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте и Telegram.