Французская компания Renault приняла решение уйти из России. 16 мая завод, на котором раньше производили автомобили “Москвич” и принадлежащий волею судеб Renault, перешел на баланс Москвы. HTNews разбирался в перспективах апдейта бренда под новую Россию и вспоминал историю славы завода в Текстильщиках.
История завода начинается в 1930 году. На пересечении Волгоградского проспекта и Московской окружной железной дороги располагались цеха по производству легковых автомобилей. Назывался завод — КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) и в первые годы здесь из американских комплектующих собирались машины Ford.
К 1933 году предприятие стало филиалом ГАЗ. Началось производство автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА уже из советских комплектующих.
Во время войны завод перестроили под нужды армии. А после он был переименован в «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА). Начался выпуск легендарных “Москвичей”.
Модификаций было очень много: с измененными фарами, двигателем, подвеской, типом кузова. Всего, порядка, 45 модификаций за всю историю бренда.
Самым популярным автомобилем оказался “Москвич” 2140. Было выпущено 1.8 млн единиц. Всего же с конвейера “АЗЛК” сошло чуть более 5 млн машин.
Бренд “Москвич” занял промежуточное звено между бюджетными моделями, которые производил АвтоВаз, и моделями премиум-сегмента, собиравшимися на заводе ГАЗ.
После распада Советского Союза для «АЗЛК» настали тяжелые времена. Требовалось обслуживать кредит, полученный ранее от банка ВТБ на строительство нового цеха по производству двигателей. В стране была высочайшая инфляция.
Руководство завода устанавливало невыполнимые целевые показатели, которых требовалось достичь, чтобы удержать компанию на плаву. Из-за финансового провала здание цеха было передано французской автомобилестроительной компании Renault.
С 1998 года на территории завода — сначала российско-французская компания «Автофрамос», а потом обособленное французское подразделение ОАО “Рено Россия” производили бюджетные автомобили марки Renault. Так как оборудование полного цикла было распродано, компания занималась исключительно сборкой автомобилей. Выпускались Renault Logan, Sandero, Sandero Stepway, Megane, Fluence, Duster.
Однако от последующего разорения не спасли даже дотации правительства Москвы. В 2003 году началась процедура банкротства компании, которая завершилась в 2006 году. Активы завода были проданы. Оборудование кузнечно-прессовых цехов скупили индийские, китайские, турецкие компании. Фирменный логотип “АЗЛК” перешел немецкому концерну Volkswagen AG.
На большей части завода был открыта особая экономическая зона “Технополис Москва”. Производство ужалось до единственного цеха, где ранее планировалось производились отечественные двигатели.
В конце февраля 2022 года московский завод Renault объявил о приостановке работы предприятия на неделю из-за нехватки запчастей. Но неделя затянулась и завод больше не открылся. Иностранная компания приняла решение об уходе с российского рынка.
Сумма сделки официально не называется, но глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что сделка будет совершена за условную сумму в один рубль. Рубль за “Рено Москва” и рубль за “АвтоВаз”. Долю Renault в компании АвтоВаз поделили между собой госкорпорация “Ростех” и ФГУП НАМИ. Таким образом, московский завод “Renault” полностью перешел на баланс города.
Об этом сообщил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин:
“Мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич».
Градоначальник добавил, что первые автомобили под брендом «Москвич» сойдут с конвейера уже в 2022 году. Что это будут за автомобили пока не ясно, но есть несколько предположений, которые можно рассмотреть.
Москвич/КAMAЗ
Основным технологическим партнером «возрожденного» Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. Совместное предприятие начнет выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и в дальнейшем перейдет на производство электрокаров.
Сложность заключается в том, что у КАМАЗа нет готового концепта автомобиля с ДВС. Выпуск электрокара КАМАЗ, который находится в разработке, запланирован лишь на 2024 год.
Москвич/Китай
По информации источников “Известий”, Минпромторг, правительство Москвы и КАМАЗ ведут переговоры с JAC Motors, FAW и BYD и рядом других китайских компаний. Обсуждается поставка в Россию китайской платформы легкового автомобиля, на базе которой можно было бы собирать машины под брендом “Москвич”.
Однако с учетом того, что на заводе нет цехов с пресс-оборудованием и производство ряда узлов невозможно, скорее всего, речь идет о сборке готовых машкомплектов. Переговоры начались 19 мая и, по информации источников, планировались завершиться за 2 недели, которые уже прошли. В случае если стороны не договорятся, КАМАЗ должен будет начать производство самостоятельно.
Москвич/Renault
Есть еще один вариант развития событий. Производство Renault Duster решено было перенести из Москвы в Тольятти и там продолжить производство под брендом Lada.
Автомобильный эксперт, автор Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов предполагает, что возможен вариант, когда на заводе продолжат производство легковых автомобилей Renault после небольших внешних изменений. Тем более производство многих компонентов марок Renault уже давно локализовано в России.
Ежегодная потребность Москвы в автомобилях для рынка такси и каршеринга — 30-50 тысяч единиц, сообщил заместитель мэра города по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Легендарный «Москвич» возвращается. Пока нет информации о концепте нового отечественного автомобиля (и будущего электрокара), данных о характеристиках и дизайне. Однако периоды банкротства, внешнего управления, угасания бренда — позади. О том, что ждет «Москвич», и каким получится российский легковой автомобиль нового поколения читайте на HTNews.