В ходе четвертой фазы китайской программы к Луне направят три миссии: «Чанъэ-6», «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8». Главная цель — заложить основу для строительства Международной научной лунной станции (МНЛС), в строительстве которой примет участие и Россия.
В декабре 2020 года аппарат китайской лунной миссии «Чанъэ-5» вернулся на землю. Он доставил 1731 грамм образцов лунной породы. Китайские ученые поделились результатами исследований грунта. В нем был обнаружен ранее неизвестный фосфатный минерал, который имеет форму столбчатого кристалла. Ученые назвали его «камень Чанъэ».
В состав камня входит изотоп Гелий-3, который в будущем может стать источником энергии для населения Земли. На нашей планете количество этого вещества ограничено. В тоже время на Луне запасы изотопа Гелий-3 могут исчисляться тысячами тонн. В условиях термоядерного синтеза, когда в реакцию вступает 1 тонна гелия-3 с 0.67 тонн дейтерия, высвобождается энергия, эквивалентная сгоранию примерно 15 миллионов тонн нефти.
На следующий день после того, как ученые объявили об открытии, стало известно, что Китайское национальное космическое управление получило одобрение на отправку еще трех аппаратов в рамках лунной программы в течении следующих 10 лет.
«Чанъэ-6» и «Чанъэ-7» завершат изучение южного полюса Луны, где и планируется построить Международную лунную станцию. А «Чанъэ-8» развернет некоторые ключевые технологии для испытаний поверхности Луны и предварительной разведки для строительства Международной лунной станции.
«Цель наших миссий — заложить основу для строительства лунной станции. Таким образом, существует множество технологий, которыми необходимо заняться, и в то же время необходимо изучить ресурсы, доступные на Луне, поэтому перед нами стоят большие задачи. Но я верю, что благодаря нашему предыдущему опыту и отличной команде мы добьемся успеха», — сказал Лю Цзичжун, директор Китайского центра исследования Луны и космической техники.
Международная научная лунная станция (МНЛС) — совместный российско-китайский проект. В рамках создания станции планируются миссии как Китайского национального космического управления, так и российской корпорации «Роскосмос». Миссия Чанъэ-7 будет координироваться с российской Луна-Ресурс-1 (Луна-26 и Луна-27). По сведению ряда СМИ, постройку станции начнут в 2026—2030 годы китайский аппарат Чанъэ-8 и российский Луна-28.
Тема «лунной гонки» в последнее время особенно актуальна. Многие космические державы собираются вернуться к освоению спутника Земли после большого перерыва почти в полвека.
Американская лунная миссия Artemis 1 была отложена по причине неисправности ракеты-носителя. Старт российской миссии Луна-25 был перенесен на год из-за проблем с прибором посадочного аппарата. Таким образом, у Китая есть хорошие шансы стать фаворитом «лунной гонки». А достойное место в списке участников он уже занял, став третьей космической державой, после СССР и США, осуществившей мягкую посадку на Луну.