В РЖД ожидают поставки отечественного аналога поезда «Ласточка» во второй половине 2023 года. Электропоезд ЭС104 разрабатывался холдингом «Синара» и будет выпускаться на заводе»Уральские локомотивы». Он будет иметь российский тяговый привод и измененный экстерьер головного вагона.
Пассажирские электропоезда с коммерческим названием «Ласточка» производились на основе платформы Siemens Desiro. После ухода немецкой компании из России группа «Синара», которой принадлежит завод «Уральские локомотивы» (выпускавший совместно с Siemens «Ласточку»), начала разработку новой серии электропоездов с российскими комплектующими.
Выступая на заседании Совета Федерации, глава холдинга РЖД Олег Белозеров сообщил, что в компании в два раза сократили закупки поездов «Ласточка» и ожидают поставки импортозамещенного аналога.
«Поставки полностью российского поезда постоянного тока планируются во второй половине текущего года, а поставка двухсистемных поездов — на 2025 год», — заявил Белозеров.
Российским аналогом «Ласточки» может стать электропоезд серии ЭС104, разработка которого ведется на предприятии «Уральские локомотивы». На 2023 год запланирована сертификация данного поезда.
«Синара» еще несколько лет начала разрабатывать новое семейство поездов на базе российской платформы, включая поезд «Восток» для городских перевозок. Изначально в новую платформу закладывалась возможность работать на линиях с низким пассажиропотоком и в городских условиях, поэтому заложена возможность выпускать поезда в различной составности, с разной компоновкой салона и с ускорением до 1,1 м/с2. ЭС104 должен стать первым представителем этой линейки», — прокомментировал изданию «Известия» управляющий партнер Rollingstock Agency Александр Поликарпов.
Планы РЖД на 2023 год не ограничиваются одной лишь импортозамещенной «Ласточкой». В компании рассчитывают получить 880 новых пассажирских вагонов, из которых 550 будут предназначены для дальних пассажирских перевозок, а 330 — для пригородных. Помимо этого существуют планы по увеличению вагонов с детским купе на 160 единиц (до общей суммы в 400 вагонов).
В 2009 году РЖД подписала контракт с Siemens на поставку 54 электропоездов Siemens Desiro Rus стоимостью 410 млн евро, которые использовались в качестве аэроэкспрессов для Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.