Ввод в эксплуатацию новых российских самолетов, а также сроки поставки уже разработанных моделей переносятся на несколько лет. Причина — сложности импортозамещения узлов и компонентов, а также потребность в доработке элементов. Перенос на 1-2 года дедлайна сдачи коснется самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300.
Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному Собранию заявил о необходимости обновления парка воздушных судов отечественных авиакомпаний. Возможности закупать иностранную авиатехнику уже нет, поэтому работать нужно с российскими самолетами.
Для этого планируется к 2030 году в России выпустить 1081 единицу летательных аппаратов, среди которых будут такие модели как:
- SSJ-NEW в количестве 142 единицы,
- МС-21-310 в количестве 270 единиц,
- Ил-114-300 в количестве 70 единиц,
- Ту-214 в количестве 115 единиц,
- Ил-96-300 в количестве 12 единиц,
- ТВРС-44 «Ладога» в количестве 140 единиц,
- Л-410 в количестве 178 единиц,
- «Байкал» (ЛМС-901) в количестве 154 единицы.
Выйти на такие объемы производство планировалось постепенно. Самолет МС-21 в 2024 году планировалось выпустить 6 штук, а в 2025 году — повысить выпуск вдвое, до 12 единиц за год.

Сдача двух первых SSJ-NEW планировалась в 2023 году. Начиная с 2024 года количество выпускаемых ежегодно судов должно было составлять 20 штук.

АО Туполев должен был в 2023 году сдать три самолета Ту-214 и в дальнейшем также наращивать объемы производства. Поставка первого Ил-96-300 ожидалась в 2025 году.

В декабре 2023 года стало известно, что АО Туполев не укладывается в производственный план. Вместо трех обещанных самолетов, был сдан всего один. В качестве причины производитель называет изначально завышенные требования. Возможно, ситуация изменится с завершением модернизации Казанского Авиазавода, в цехах которого как раз и производят Ту-214.

29 февраля глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов заявил, что серийные поставки самолетов МС-21 также переносятся. По его словам, в этом году не стоит ожидать сдачу первых лайнеров. Скорее всего, это произойдет только в 2025-м, а может, даже в 2026 году. На данный момент самолет все еще проходит испытания.

Трудности с производством МС-21 возникли по причине импортозамещения некоторых узлов и компонентов самолета. Первые модели, которые пошли на испытания, оснащались двигателями американской компании Pratt&Whitney, поставка которых в Россию прекратилась. Решили устанавливать на самолет отечественные двигатели ПД-14.
Еще одной трудностью на пути импортозамещения стала замена иностранных композитных материалов на отечественные.

Перенос сроков поставки не самое страшное, что произошло с МС-21. Дело в том, что в процессе импортозамещения изменились технические характеристики самолета, причем далеко не в лучшую сторону. Из-за применения отечественных композитов масса лайнера увеличилась на 5.75 тонн.
Снизилась максимальная дальность полета и максимальное количество пассажиров. В Ростехе утверждают, что теперь актуальные показатели дальности будут приблизительно: 3000 км вместо 5000 км планируемых изначально. А количество пассажиров на борту составит 150-170 вместо изначальных 211.

Самолет SJ-100 также не укладывается в планы производства. Как и МС-21, самолет изначально оснащался двигателями зарубежного производства, поставка которых в страну прекратилась. В качестве альтернативы для данного самолета предлагается двигатель ПД-8.
Источник издания Коммерсант сообщает, что на испытаниях в конце декабря данный двигатель не подтвердил свои характеристики и поэтому было принято решение отправить его на доработку.

Производство других пассажирских самолетов также откладывается. В этом году не стоит ждать сдачу 5 легкомоторных самолетов Байкал. Вместо этого, в этом году он пройдет сертификацию и поступит в производство в следующем. Поставки самолетов Ил-114-300 перенесены на 2026 год.

Несмотря на трудности в Минпромторге сохраняют позитивный настрой и утверждают, что смещение сроков сдачи на несколько лет вправо не должно повлиять на общую программу выпуска 1081 самолета к 2030 году.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте и Telegram.