20 апреля состоялся первый испытательный полет ракеты-носителя Starship. О том, как он прошел и что стало причиной неудачи рассказал основатель компании SpaceX.
20 апреля с космодрома Бока Чика стартовала новейшая сверхтяжелая ракета Starship. Несмотря на то, что она смогла оторваться от стартового стола, на четвертой минуте полета начались проблемы. Ракета стала вращаться вокруг своей оси. После чего — взорвалась.
Илон Маск отметил, что в момент старта не работали сразу 3 двигателя Raptor из 33 установленных на первой ступени. Не смотря на это, ракета все-таки стартовала, но с небольшим и неожиданным отклонением от вертикали.
Спустя 27 секунд после взлета из строя вышел (возможно, взорвался) еще один двигатель первый ступени. В свою очередь, он каким-то образом повредил находящиеся рядом с ним двигатели. Тем не менее, Starship продолжил полет.
Однако на 85 секунде двигатели утратили способность направлять сопла в ту или иную сторону. В результате ракета потеряла управляемость и дальнейшие испытания потеряли смысл.
Специалисты командного центра подали сигнал на самоуничтожение, однако процесс взрыва затянулся. В результате, ракета взорвалась лишь спустя 40 секунд после сигнала. Что говорит о ее высокой прочности и необходимости заложить больше взрывчатки в конструкцию Starship.
Илон Маск также поделился планами на будущее ракеты Starship. Разумеется, никто не собирается останавливаться на достигнутом и неудачу с первым запуском в SpaceX рассматривают как шаг на пути к успеху. Однако для последующих запусков, которых в 2023 году может быть еще 4-5, необходимо будет внести определенные изменения как в конструкцию самой ракеты, так и в стартовую площадку.
Во время первого запуска пламя из сопел ракеты повредило стартовый стол (ремонт может занять 6-8 недель). Так же в момент старта из-за пламени с двигателей поднялся ураган, который раскидал камни на метры, а пыль развеял на несколько километров.
Чтобы избежать подобного в дальнейшем SpaceX планирует установить поверх бетона стартового стола огромную стальную плиту с водяным охлаждением.
Однако препятствие к проведению последующих полетов может обнаружиться не с технической, а с юридической стороны. Сразу несколько групп американских граждан, среди которых оказались экологи и даже индейцы, подали иск против Федерального управление гражданской авиации США, которое разрешила испытательный полет Starship. Конечно, теперь разрешение на испытательные полеты уже вряд ли отзовут, но компания может столкнутся с определенными проблемами.