Разработчики игры «Смута» получат новый транш в рамках господдержки

Релиз этого проекта планируется на VK Play
«Смута», возможно, будет доступна игрокам уже до конца 2023 г./ Максим Стулов / Ведомости

АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) вложит дополнительные средства в разработку игры «Смута», посвященной событиям одноименного времени в России, которая ранее уже получала грант в размере 260 млн руб. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор ИРИ Алексей Гореславский. Точный размер инвестиций он не назвал, но уточнил, что он сопоставим с прошлым траншем. То есть суммарно за два года разработки игры новосибирская студия Cyberia Nova получит приблизительно полмиллиарда рублей.

Гореславский сообщил, что Cyberia Nova отчиталась об использовании первого транша в рамках долгосрочного контракта, который был выделен в 2022 г., и показала демоверсию игры. В этом году ИРИ продолжить инвестировать в студию, рассчитывая на релиз в конце 2023 г. Руководитель Cyberia Nova Алексей Копцев подтвердил, что к концу года компания планирует доработать «Смуту» до финальной версии.

Контракт на очередной этап, по словам Гореславского, будет подписан до 1 марта. Он также добавил, что в случае популярности проекта ИРИ с большой вероятностью продолжит финансово его поддерживать и после релиза. «Я не исключаю, что в 2024 г. мы придем к тому, чтобы закрепить успех, – сказал он. – Если игра разойдется миллионом копий, народ начнет в нее играть, то потребуется развивать локации, добавлять что-то новое». По словам Гореславского, впоследствии логично было бы расширять вселенную проекта, например сделав мобильную версию игры или серию образовательных мультфильмов для школьников.

Источник «Ведомостей» на рынке видеоигр утверждает, что общий размер инвестиций в «Смуту» может составить приблизительно 1 млрд руб. Гореславский уточнил, что в эту сумму можно оценить общий бюджет проекта, включая не только разработку, которую финансирует ИРИ, но и дистрибуцию. В качестве площадок для продвижения сейчас рассматриваются российские сторы, рассказал Копцев. Но источник «Ведомостей» в компании на рынке видеоигр знает, что выход «Смуты» планируется на площадке VK Play. Гореславский в разговоре с «Ведомостями» заметил, что выход игры на VK Play кажется ему логичным шагом. Представитель VK не ответил на вопрос о переговорах с Cyberia Nova, сказав лишь, что разместить свой проект на площадке может любой разработчик.

Что за «Смута»

«Смута» – это игра в жанре action RPG, события которой разворачиваются в России в период Смутного времени и польской интервенции. В основу сюжета легла книга Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.», говорится на официальном сайте студии Cyberia Nova. Среди героев – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Лжедмитрий II, польский король Сигизмунд III, царь Михаил Федорович Романов. По словам авторов проекта, в своей работе они ориентируются на такие франшизы, как Assassin’s Creed и «Ведьмак». По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Сайберия нова» было учреждено в 2015 г. в Новосибирске, 90% в нем принадлежит Эльмире Холодовой, 10% – гендиректору Алексею Копцеву. В 2021 г. выручка компании составила 36,7 млн руб. при чистой прибыли 7,3 млн руб.

Выступая на ПМЭФе в июне прошлого года, Гореславский заявлял, что в 2022 г. ИРИ планирует инвестировать в развитие компьютерных игр не менее 1 млрд руб. В разговоре с «Ведомостями» он уточнил, что по итогам года по направлению «Программное обеспечение и игры» было одобрено 14 проектов на сумму около 900 млн руб., но до стадии заключения контрактов дошли не все проекты, поэтому итоговая сумма грантов составит около 800 млн руб. 

В частности, на грант размером чуть более 100 млн руб. претендовала компания Watt Studio с исторической игрой «Поезда». В октябре 2022 г. Watt Studio была объявлена победителем в конкурсе, но 29 декабря сооснователь студии Егор Томский сообщил в интервью отраслевому порталу The House of the Dev, что она приостанавливает разработку, так как не смогла договориться с ИРИ о порядке выплат. 

Бюджеты, о которых идет речь, могут показаться большими, но для разработки современной игры, которая сможет конкурировать с зарубежными проектами, этого до сих пор ничтожно мало, замечает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. Бюджет гарантированного «хита» в западных странах обычно начинается от $100 млн, при этом сюда не входят затраты на маркетинг, отмечает он. 

План Cyberia Nova доработать игру к 2024 г. Кузьменко считает малореалистичным. Тем более что кроме VK Play выход «Смуты» планируется также на консолях нового и предыдущего поколения, уточнил Кузьменко. «Портирование на другие платформы – это непростая задача, под каждую из таких платформ нужна отдельная команда, и это не говоря уже о тестировании и последующей поддержке игры», – добавил эксперт. Основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов, напротив, считает, что Cyberia Nova может уложиться в названный срок. Mail.ru Group (нынешняя VK), а также студии Panzar или Rocket Jump создавали коммерчески успешные продукты с выручкой в миллионы долларов в среднем за 1,5–2 года, отметил он.

По словам руководителя Организации развития видеоигровой индустрии Василия Овчинникова, проект «Смута» может стать успешным, так как он уникальный с точки зрения сюжета и над ним работает сильная команда. В целом игроки приветствуют разные сеттинги и сюжет игры не станет проблемой для ее популярности, если качество продукта будет высоким, замечает Сахнов. Тем не менее, чтобы окупить «серьезные» бюджеты разработки, одной лишь публикации на VK Play на текущий момент не хватит, считает эксперт: необходимо выводить игру на мировой рынок.