Импортозамещение для SSJ100 обойдется в 50 млрд рублей без учета двигателей

ОАК определилась с тем, что нужно локализовать для российского самолета
Для «русификации» SSJ100 придется заменить на отечественные 64 импортных узла и комплектующих / Сергей Савостьянов / ТАСС

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») определилась с перечнем основных компонентов для импортозамещенной версии самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которая называется SSJ-New. «Ведомости» ознакомились со списком этих комплектующих и тех компаний, которые должны теперь наладить их производство.

Список импортозамещаемых компонентов близок по составу к тому, что видел и источник «Ведомостей» в авиапроме. По его словам, из-за сжатых сроков и серьезности поставленных задач перечень участников проекта еще «может обновляться и дополняться». «Главное в проекте – добиться оптимального соотношения стоимости и сроков», – говорит собеседник.

Всего в списке ОАК указаны 24 компании и 64 наименования комплектующих. В основном это системы кондиционирования воздуха, оборудование для гидравлической и противообледенительной систем, устройства для пассажирского салона и кабины экипажа, бортовое радиоэлектронное оборудование, элементы вспомогательной силовой установки и системы регулирования давления, светотехника, шасси и аварийно-спасательное оборудование.

Среди компаний в списке есть как структуры «Ростеха», например «Аэроприбор восход» и Московский институт электромеханики и автоматики, так и частные компании, специализирующиеся на выпуске авиакомпонентов.

По словам представителя корпорации «Иркут» (входит в ОАК), в поставках комплектующих для модификации SSJ-New принимают участие более 30 российских компаний из разных отраслей. «Всего в рамках проекта ведется работа по замене порядка 40 импортных систем и компонентов. Пул российских поставщиков уже определен на основе конкурсных процедур, по большей части позиций заключены контракты», – сказал он «Ведомостям».

148

самолетов SSJ100 эксплуатировались российскими авиакомпаниями в апреле 2022 г.

SSJ-New планируется сертифицировать в 2023 г., а с 2024 г. в Комсомольске-на-Амуре должно начаться полноценное серийное производство с объемом поставок около 20 воздушных судов в год, отметил представитель «Иркута». Схожие сроки ранее называл и профильный вице-премьер Юрий Борисов.

«Опытно-конструкторская работа по импортозамещению SSJ100 ведется в рамках действующих контрактов с Минпромторгом на общую сумму порядка 50 млрд руб. (без учета российских двигателей. – «Ведомости»). Эта работа началась еще в 2019 г., и сегодня она в плановом порядке подошла к этапу сборки первых опытных образцов», – добавил представитель «Иркута». «Ведомости» направили запросы в Минпромторг, «Ростех» и компаниям-производителям из списка.

Текущая версия ближнемагистрального SSJ100 примерно на 70% состоит из импортных комплектующих. Только французский концерн Safran обеспечивал этому самолету около 28% комплектующих (25% приходилось на двигатель, 3% – на шасси, авионику и др.). Двигатели Sam146 поставляло СП Safran и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») PowerJet.

Их выпуск был налажен на мощностях «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Салон SSJ100 был разработан итальянским дизайн-бюро Pininfarina.

В 2018 г. российские власти взяли курс на замещение импортных деталей SSJ100 отечественными аналогами. На русифицированную версию SSJ-New, в которой должно было остаться минимум импортных деталей, вместо SaM146 планировалось устанавливать российский двигатель ПД-8, разработанный ОДК. Два года назад источники «Ведомостей» в «Ростехе» оценивали комплекс работ по импортозамещению SSJ100 в 120–130 млрд руб. с учетом ремоторизации на ПД-8.

Особую актуальность этот вопрос приобрел после начала СВО на Украине в феврале 2022 г. Тогда США, Великобритания, ЕС и ряд других государств ввели санкции против российской авиаотрасли. Российским авиакомпаниям теперь запрещено покупать самолеты Boeing и Airbus, которые составляли основную часть парка российских эксплуатантов. Запрет распространился и на комплектующие, часть из которых использовались в производстве SSJ100 и перспективного российского среднемагистрального самолета МС-21.

На апрель 2022 г. российские авиакомпании эксплуатировали 148 судов SSJ100, говорил министр транспорта Виталий Савельев.

«В современном самолете без многолетних наработок невозможно произвести силовую установку и бортовое радиоэлектронное оборудование», – говорит директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Поэтому, полагает он, большое количество комплектующих, которые уже выпускает российская промышленность, придется адаптировать под SSJ-New. Помешать этому самолету взлететь, по мнению Пантелеева, может проблема «юридической легализации» этих комплектующих и соответствия их нормам гражданской авиации. «Вполне вероятно, что расходы на производство [отечественных комплектующих для SSJ-New] могут увеличиться из-за инфляционных процессов, но привязка к доллару в этом случае должна быть минимизирована», – добавляет Пантелеев. 

По словам эксперта НИУ ВШЭ Федора Борисова, «вопрос с SSJ-New решается уже несколько лет». Эксперт отмечает, что для серийного запуска самолета необходимо также «организовать производство или альтернативные каналы для всех компонентов».