Маркетплейсы разрешили продавать товары из списка параллельного импорта

Крупные же ритейлеры видят в этом риски, связанные с санкциями
С выяснением точного происхождения товара на маркетплейсах могут возникнуть определенные сложности/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Яндекс.Маркет» вслед за Ozon и Wildberries разрешил реализацию на площадке товаров из списка параллельного импорта, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Соответствующие послабления в правилах для продавцов три крупнейших маркетплейса приняли сразу после того, как 6 мая Минпромторг опубликовал приказ, разрешающий ввоз в страну без согласия правообладателей более 50 категорий товаров, среди них телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие и проч.

Пока конкретной продукции из этого списка на площадке нет, говорит представитель Ozon. Он объясняет это тем, что не все продавцы успели изучить правовую базу и возможности. «Но у многих есть заинтересованность в этом», – уверяет собеседник «Ведомостей». Такая мера важна с точки зрения обеспечения необходимого для российских потребителей ассортимента, уточняет представитель Ozon. По его словам, она также дает предпринимателям возможность предоставлять своим клиентам широкий выбор товаров. Он напоминает, что сегодня около 90% ассортимента сервиса формируют именно продавцы. Кроме того, это способ создать запасы товаров первой необходимости, что поможет стабилизировать цены и создать новые рабочие места, добавляет представитель Wildberries. Представитель еще одного крупного маркетплейса – «Алиэкспресс Россия» на запрос «Ведомостей» не ответил. А в «СДЭК.Shopping», через которую можно купить различные товары, в том числе технику и электронику, с прямой доставкой из-за рубежа, отказались от комментариев.

Правила Ozon требуют от продавца предъявлять свидетельство на товарный знак, таможенную декларацию и договор с правообладателем. Если последнего документа нет (как в случае с параллельным импортом), он должен показать всю цепочку приобретения товара, а также подтвердить его соответствие приказу Минпромторга (по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Представитель «Яндекс.Маркета» отметил, что, как и в случае с обычным импортом, при заключении договора с маркетплейсом продавцы гарантируют, что их продукция соответствует всем требованиям российского законодательства и законно введена в оборот. Площадка также запрашивает у продавца документы, которые позволяют определить происхождение товара, если такой документации нет, то их карточки скрываются.

При этом вся продукция проверяется только в случае жалоб покупателей или правообладателей при подозрении на контрафакт. На «народный контроль» и постмодерацию полагаются и в Wildberries. Представитель Ozon заявил, что на их площадке выстроена многоступенчатая система проверки и основная часть контрафакта выявляется на этапе модерации еще до того, как товар попадает на витрину и становится виден клиенту. 

С выяснением точного происхождения товара на маркетплейсах могут возникнуть определенные сложности, так как договор с правообладателем (о лицензии на товарный знак) смогут предъявить только посредники, у которых продавцы его приобрели, – а таких посредников может быть несколько, считает эксперт по малому и среднему бизнесу и генеральный директор облачного сервиса «Мойcклад» Аскар Рахимбердиев.

Он напоминает, что на маркетплейсах и раньше не следили строго за авторским правом, блокируя продукцию лишь в случае жалобы от владельца марки или официального представителя. «Известны случаи, когда площадка не разрешала зарегистрировать карточку товара под маркой Wrangler, но давала возможность продавать его под брендом Wrangle, причем с оригинальными логотипами», – напоминает он.

По словам Рахимбердиева, для некоторых товаров параллельного импорта маркетплейс пойдет на уступки, разрешит продавцам реализовывать продукцию без полного перечня документов. У всех площадок это будет работать примерно по одной и той же схеме, соглашается генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он добавляет, что параллельный импорт необходим, чтобы избежать дефицита, в частности, на потребительском рынке. На первых порах товар будет реализовываться именно малым и средним бизнесом, а одними из главных бенефициаров будут маркетплейсы. Крупные игроки не готовы будут брать на себя риски по работе с такой схемой, выступая самостоятельной стороной договора купли-продажи, они предпочтут быть посредниками, предоставляя свою витрину, считает эксперт. 

Представитель «М.видео-Эльдорадо» отказался комментировать тему параллельного импорта на их площадке. Без ответа остались также запросы крупным игрокам в сегменте электроники и бытовой техники – «Ситилинку», «Онлайн-трейду», «Холодильник.ру».