1 марта президент России и мэр Москвы открыли последние два участка Большой кольцевой линии московского метро от Марьиной Рощи до Сокольников, и от Текстильщиков до Варшавской. Кольцо замкнулось и поезда теперь курсируют по кругу. HTNews спустился в столичную подземку, чтобы воочию в этом убедиться и оценить новые станции БКЛ.
Вместо вступления
На станции Савёловская случилась неразбериха. Машинист через громкоговоритель объявил, что эта станция — конечная (она таковой была до сегодняшнего запуска участка Марьина Роща-Сокольники). Часть пассажиров вышла, однако на самой станции это заявление было перебито еще более громким: через систему оповещения на всю станцию объявили, что «второй путь — без маневров», и поезд преспокойно уехал с остатком пассажиров.
Станция Марьина Роща | БКЛ
Прибываем на первую станцию нового участка БКЛ. Марьина Роща — вторая по глубине заложения станция московского метро (глубже только Парк Победы). Собянин называл эту станцию самой сложной с точки зрения строительства: залегание — более 70 метров. Самый большой наклонный спуск среди всех станций московской подземки в 135 метров.
В пешей доступности к станции, по оценкам мэрии, проживают порядка 50 тысяч человек. На этапе запуска ожидаемый пассажиропоток составлял 9.7 тысячи человек в сутки. По итогу, станция стала одной из самых посещаемых в первые часы открытия БКЛ, следует из публикации в официальном телеграм-канале мэра Москвы.
Пространство выдержано в белых тонах со слегка тепловатым освещением. Если в сравнениях: архитектурный дизайн Марьиной Рощи, который разрабатывало бюро с ИИ-названием — AI-Architects, напоминает космический корабль. Строгие формы, гладкий гранитный пол и «пузатые» колонны на платформах.
Решение с отражением геометрически-гармонично расположенных источников света на отполированном граните — футуристично и неожиданно для московского метро. Это несравнимо с «традиционными» станциями внутри кольца.
В центре ст. Марьина Роща расположено большое информационное табло с картой навигации по району. Со станции БКЛ можно сделать пересадку на МЦД или на Люблинско-Дмитровскую линию. Из карты следует, что сама новая станция БКЛ расположена вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи.
Второе табло, судя по всему, имеет рекламный характер. С рекурсией этого агрегата мы еще сегодня столкнемся.
Если пристально приглядеться, можно заметить подсветку, которая установлена в нижней части «пузатых» колонн. Она очерчивает светом границы этих самых сооружений на полу.
Двигаюсь к переходу на салатовую ветку. На 15:00 дня открытия здесь практически никого нет. Слева: ступеньки, металлические поручни и яркие огни, ведущие на Люблинско-Дмитровскую. Выглядит интригующе.
В самом переходе источники света спрятать негде, но концепция отражений и переотражений продолжает работать. «В долине светлячков».
Пропускная способность новой станции на БКЛ: 272 тысячи человек в сутки. В утренние часы пик — более 27 тысяч человек в час, указано на сайте Комплекса градостроительной политики г. Москвы.
Двигаемся дальше.
Станция Рижская | БКЛ
В поезде, на котором следую от Марьиной Рощи до Рижской, по какой-то причине полностью не работала навигация. «Блок не активен» — и все тут.
Станция Рижская на большой кольцевой линии рассчитана на пассажиропоток 280 тысяч человек в сутки, а в утренние часы пик — 28 тысяч человек в час.
Выхожу. На станции очень ярко, аж сверкает. Но если присмотреться, то сочетание отполированной поверхности гранита и мощного прохладного света с прицельной работой с контурами создает похожее футуристическое впечатление, как и «Марьина Роща». Но все-таки более приземленное. Без космоса.
Арки-выходы на платформу выделены, дополнительно подчеркнуты в пространстве. На сайте Можинжпроекта указано, что «арка» на Рижской — это символ въездных ворот в город. Должна работать прямая ассоциация с Рижским вокзалом столицы, под которым и расположена станция.
С нее можно сделать пересадку на Калужско-Рижскую линию метро или на платформу Рижская МЦД-2.
По двум сторонам арок из нержавеющей стали (всего 16, высотой до 4 метров) расположены гранитные «скамейки». Но о них позднее, потому что сейчас есть кое-что интереснее. Масштабнее. В самом центре зала станции.
На Рижской, если говорить откровенно, взгляд, в первую очередь, цепляется к гибкому дисплею, подвешенному на потолке. Насколько решение выглядит органично с точки зрения сочетания архитектурного стиля и вида девайса — судить вам. На мой взгляд — неожиданно.
Залипательное месилово из частиц на дисплее сменяется рекламой. А мы сменим ракурс.
При выходе со станции монитор четко виден. Но если вы двигаетесь со стороны входа на станцию, то различить сможете только часть изображения. И эта часть будет перевернута.
На Рижской есть боковые «лавочки» из традиционного для московского метро гранита, к которым обещал вернуться. Тест-драйв показал, что каждая минута, проведенная на них, увеличивает риск простатита на 10%. Если без шуток, камень очень холодный. Автор проекта станции — архитектурное бюро Blank Architects.
Прямой линией вдоль всего вестибюля на потолке висит огромная лампа в форме параллелепипеда. Свет приятный, рассеянный. Он не бьёт в глаза, поэтому даже не сразу обратил внимание на основной источник.
Станция Сокольники | БКЛ
Станция Сокольники большой кольцевой линии рассчитана на пассажиропоток 313 тысяч человек в сутки, а в утренние часы пик — проходимость составит 31 тысячи человек в час. Поэтому станция гораздо шире, просторнее двух предыдущих.
Потолок и стены украшены графикой. Разгадать смыслы некоторых из рисунков не так-то просто.
Иногда, для начала требуется подобрать правильный ракурс.
Графика в оформлении станции — первая из особенностей Сокольников. Дизайн, по задумке, должен напомнить пассажирам о строительстве первых станций московского метро и прославить подвиг первых метростроевцев столицы. Основой для выбора художественных образов стали тематические плакаты 1930-х годов.
Теперь об уровнях. На каждом этаже взгляд притягивают настенные работы.
Со второго уровня в лицо светят фонари. Странное решение. Есть вероятность, что задумка не предусматривала, что здесь кто-то будет останавливаться, мешая проходу остальных.
Пройдусь в сторону выхода.
У ограждения есть специальные бортики, чтобы было удобнее прислоняться. Бортики имеют деревянное гладкое покрытие и скругленные грани. Выглядят достаточно удобно и уместно.
Подъем на улицу выглядит как клетка из стекла и металла. Эстетичная брутальность придает станции изысканности и контраста.
Следующий этап — подъем в город среди кольцевых лапм и сияющего металла. С этой станции также можно сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии метро, а в перспективе – на платформу МЦД-3 и МЦД-5.
На подъеме встречает информационный стенд на случай дезориентации в пространстве. Выходим прямо к парку «Сокольники» (станция расположена даже ближе ко входу в парк чем ст. Сокольники радиальной красной ветки).
На выходе над ступеньками нависают фонари с изогнутыми ковшеобразными формами. Финальный изыск станции, строительство которой началось в апреле 2017 года.
Спускаюсь обратно. Перегон Лефортово-Авиамоторная-Нижегородская. Поезд приезжает на Текстильщики БКЛ.
Станция Текстильщики | БКЛ
Второй участок БКЛ, который был запущен 1 марта, тянется от станции Текстильщики до Варшавской. Таким образом, географически смещаемся на юго-восток столицы.
Текстильщики — станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями с выходами на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.
Пассажирскую зону станции «Текстильщики» восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро освещают 3236 светильников, сообщал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. А в отделке используется гранит и мрамор.
Линии поездов здесь разделены. Чтобы попасть с одной на другую — нужно подняться по лестнице и перейти. Заглядываю в сам переход.
Ярко, просторно и, в целом, приятно выполненное пространство. Переход на противоположную стороны выглядит строго с точки зрения дизайна (как, впрочем, и на предыдущих станциях). Металл, линии света на потолке.
На каждую из линий направления поездов ведёт свой отдельный вход, который «вклинивается» в платформу под острым углом.
Станция выполнена проще, нежели предыдущие и оставляет ощущение сжатости. Как будто в час пик здесь может быть тесновато, хотя в целом пространство платформы не слишком узкое.
Станция Печатники | БКЛ
C Печатников БКЛ можно сделать пересадку на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии и МЦД-2. Таким образом, станция является одним из элементов крупного транспортного узла. Общий пассажиропоток транспортного хаба (МЦД+2 станции метро) составит около 70 тыс. человек в сутки.
Станция производит похожее на Текстильщики впечатление. Интерьер выдержан в черно-белой цветовой гамме. Просто, со вкусом, и, вероятно, тесновато.
Платформа утыкана обитыми пластиком массивными колоннами. Они занимают много важного пространства. Вероятно, это обусловлено конструктивными особенностями станции. Будут ли эти элементы удобны в часы пик — остается догадываться.
От другой платформы пассажиров отделяют прорези в бетонной стене. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал оформление станции Печатники выполненным в «лаконичном и сдержанном стиле необрутализма с преобладанием черной, серой и белой цветовой гаммы».
В отделке стен станции использовалась нержавеющая сталь. Пол выполнен из натурального камня, а потолок — из алюминия.
К слову, дизайн-проекты станций метро «Печатники» и «Текстильщики» были утверждены не с первой попытки. Проекты отправлялись на доработку в 2018 году. По мнению Архсовета Москвы, в первых версиях архитекторы не уделяли достаточно внимания логистике и комфорту пассажиров.
Станция Нагатинский затон | БКЛ
Первое, что вижу, ещё не успев выйти из вагона — огромных мозаичных рыб, встречающих пассажиров с любопытством в глазах.
Под ними длинные деревянные скамейки. Достаточно широкие, чтобы не просто сесть, но и разложить вещи, чемоданы, цветы, и все, с чем москвичи спускаются в подземку.
Освещение станции теплое и мягкое. Диодные источники встроены в потолочные коммуникации. Они не слепят и не мешают, равномерно распределяя свет и создавая геометрический акцент.
Недостатка в рыбах на стенах не ощущается. На выходе совершенно внезапно появляется графика, выполненная тонкими черными линиями.
Рисунки хоть и схематичные, упрощенные, но, честно говоря, удивляют самим фактом своего присутствия. Они добавили «жизни» в переход, который мог бы выглядеть вполне стандартизированно.
Это еще не все. Поднимаем взгляд выше. Потолок на выходе из станции покрыт золотой «чешуей»!
Это решение, все-таки, на первом месте по нестандартности среди всех тех, что наблюдал в дизайне сегодняшних станций. Чешуя. Ладно, едем дальше.
Станция Кленовый бульвар | БКЛ
Станция производит необычное впечатление. Почему? Второе место в рейтинге неожиданных архитектурных решений — внезапные белые камни.
Округлые. Поэтому сидеть на них и холодно, и неудобно. Поставить сумку/рюкзак — даже не пытайтесь.
Зато платформа широкая, просторная. С изогнутым потолком и зеркальными панелями, в которых вмонтированы круговые лампы с прохладным светом.
Оформление станции выполнено в металле, отражающих поверхностях и, конечно, в традиционных мраморных плитах. Заглянем в переход:
Станции Каширская и Варшавская | БКЛ
Поезд прибывает на станцию Каширская. Вижу широкую платформу, более традиционную и привычную для метро, чем все те изыски, с которыми ознакомился сегодня.
Станция имеет кросс-платформенную пересадку (одновременно является частью БКЛ и Замоскворецкой линии). Ее устройство — колонная трехпролетная станция из сборного железобетона. Выполнена по типовому проекту.
По бокам расположены колонны из тёмного мрамора. В зале их два ряда по 38 штук.
В целом эта станция выполнена в самом стандартом ключе. В дизайне проверенном временем. Здесь просторно, светло и достаточно прохладно.
Переход на смежную платформу выполнен в форме стеклянно-метеллической клетки.
Переходим на финальную остановку нашей сегодняшней подземной экскурсии, которая завершится на станции Варшавская большой кольцевой линии московского метро.
Варшавская — одна из самых светлых и минималистичный станций сегодняшнего путешествия. Бело-черный мрамор, темные железные колонны.
Есть неадекватно узкие места — от колонны до схода с платформы буквально полтора метра.
«Мы не собираемся останавливаться и будем двигаться дальше по маршруту развития«,- было сказано в ролике, который показывают о строительстве БКЛ на большом экране Сокольнической площади. В нем же отдельно акцентируется внимание на том, что из 201 метро в 59 странах — только московская подземка теперь имеет в своем составе кольцо, длинной 70 км.
Радует, что градостроители думали не только о рекордах, но и для каждой из последних станций БКЛ нашли индивидуальный подход. А даже на бумаге «типовые» Варшавская и Каширская оставляют приятное впечатление своим не напыщенным минимализмом.
По большей части эмоции от поездки и приподнятое настроение говорят о том, что новые станции БКЛ удались. Но, стоит оговориться, в часы пик восторга будет куда меньше.