Северный морской путь — это участок кратчайшего маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий в суровых арктических морях. На его освоение и технологическое развитие страна закладывает 1.8 трлн рублей, которые будут окупаться за счет создания новых нефтеналивных и угольных терминалов. HTNews изучил предысторию и планы страны на развитие уникальной и суровой транспортной артерии покрытой льдами Арктики.
Северный морской путь (СМП) проходит через Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Его длина составляет порядка 5.6 тысяч километров.
Таким образом, Севморпуть является частью кратчайшего пути между городами европейской части России и Дальним Востоком: расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока (если плыть по Северному морскому пути) составляет порядка 14 тысяч км. В тоже время, путь между этими двумя городами (если плыть через Суэцкий канал — красная линия на картинке ниже) составляет около 23 тысяч км.
Однако есть и существенный минус эксплуатации более короткого маршрута — суровые погодные условия арктических морей. Именно его и предстоит преодолеть для развития Севморпути.
Первопроходцы Арктики
Первые осмысленные попытки пройти северным путем из Европы в Азию были предприняты еще в 16-м веке. Но только в 1878 шведский полярный исследователь Эрик Норденшельд смог пройти по маршруту с остановкой во льдах близ Берингова пролива на зимовку.
Еще одной важной вехой в освоении Северного морского пути стала экспедиция под руководством Отто Шмидта. В 1932 году экипаж ледокольного парохода «Александр Сибиряков» смог впервые пройти по данному маршруту за одну навигацию.
Выйдя из порта Архангельска 28 июля 1932 года — к первому октября судно смогло достигнуть Берингового пролива, потеряв по пути часть гребного винта и подняв самодельные брезентовые паруса, чтобы хоть как-то сохранить ход корабля.
Еще одним фактором, повлиявшим на освоение Северного морского пути, стало развитие мирного атома в СССР. В 1959 году в эксплуатацию приняли атомный ледокол «Ленин», который за время своей службы прошел более 1 млн. км — из них более 900 000 км пришлось на путь во льдах.
Северный морской путь и его значение для России
Если для всех остальных стран Северный морской путь — это кратчайший, но сложный маршрут между Европой и Азией по северным морям, то для России он имеет совершенно иное значение.
Так сложилось, что часть территории нашей страны расположена в арктической зоне, попасть в которую можно лишь по воздуху (что достаточно дорого для массовых перевозок грузов) или морским путем. Эта арктическая зона очень богата полезными ископаемыми и поэтому ее освоение сулит значительные экономические выгоды.
В правительстве РФ разработали и утвердили план развития СМП до 2035 года. Документ ставит две основные цели: обеспечить надёжную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне.
Общий объём финансирования мероприятий плана составит почти 1.8 трлн рублей. А все мероприятия развития СМП можно условно разделить на несколько подразделов, о которых расскажем ниже.
Грузовая база Северного морского пути
Максимальное количество грузов, которое перевезли по Северному морскому пути во времена СССР, составляло 6.455 млн тонн в 1986 году. Затем этот показатель только постепенно снижался. Уже с 1996 года количество перевозок стало расти и в 2016 году рекорд Советского Союза был побит — общий объем грузов составил 7.2 млн тонн.
За 2021 через Северный морской путь перевезли уже почти 35 млн тонн грузов. В 2022 году показатели объема перевозок несколько снизились, составив 34.034 млн тонн, однако данная цифра все равно превышает целевой годовой показатель. Основной объем заняли продукты нефтегазовой отрасли: нефть и нефтепродукты — 7 224 млн тонн, СПГ и газоконденсат — 20 489 млн тонн. Так же была осуществлена перевозка 295 тысяч тонн угля, 43,5 тысяч тонн рудоконцентрата и 4 248 млн тонн генеральных грузов.
Согласно плану развития к 2035 году должен быть достигнут показатель в 238.11 млн тонн. Для этого планируется наладить мониторинг ключевых инвестиционных проектов, обеспечивающих грузовую базу Севморпути.
Транспортная инфраструктура и месторождения Северного морского пути
Помимо инвестпроектов требуется развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры СМП. Всего на маршруте располагается около 70 портов и перевалочных пунктов. Часть из них находятся в не самом лучшем состоянии и требует обновления. Помимо восстановления уже существующих объектов транспортной инфраструктуры планируется создание и новых пунктов и портов.
В 2021 году Роснефть начала строительство нефтеналивного терминала «Порт бухта Север» на полуострове Таймыр. На полуострове также идет строительство угольного терминала «Енисей». А в морском порту Сабетта строят терминал сжиженного природного газа «Утренний».
2022 год показал, что ситуация на рынке энергоресурсов нестабильна и поставки ресурсов по трубам могут прерваться. В таком случае иметь резервный вариант поставок ископаемых в дружественные страны, который не зависит от политической ситуации, выглядит оптимальным.
Грузовой и ледокольный флот Северного морского пути
План развития Северного морского пути включает в себя расширение грузового и ледокольного флотов. Работа на этом направлении началась еще до подписания правительством плана развития до 2035 года.
Например, во Владивостоке в 2016 году приступила к работе новейшая судостроительная верфь «Звезда», которая незадолго до начала 2023 года передала заказчику новейший и уже третий по счету нефтеналивной танкер типа «Афрамакс». Первый танкер такого типа «Владимир Мономах» сошел на воду в 2020 году.
Однако суда подобного класса не очень уверенно проходят по льдам арктических морей и поэтому для преодоления маршрута им требуются ледокольные суда сопровождения. Россия же имеет самый большой и единственный в мире атомный ледокольный флот.
Процесс обновления судов ледокольного класса так же начался задолго до подписания плана развития СМП. На Балтийском заводе ведутся работы по созданию самых больших атомных ледоколов проекта 22220, часть из которых уже введена в эксплуатацию, часть проходит процесс ввода, а другие находится на разных стадиях строительства.
В 2020 году началось строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Ледоколы данного проекта будут еще больше и мощнее ледоколов проекта 22220, а потому смогут прокладывать пути во льдах, которые ранее казались недоступными.
Конечно, танкерами и ледоколами все не ограничится и строительства требуют еще различные вспомогательные, спасательные и прочие суда.
Безопасность судоходства по Северному морскому пути
Тема безопасности для пользователей маршрута стала частью плана развития СМП. Планируется увеличить количество судов аварийно-спасательного флота и создать четыре комплексных аварийно-спасательных центра подразделений МЧС России в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. На них будут базироваться 13 бортов специальных арктических вертолетов.
Но все прекрасно понимают, что лучше предотвратить чрезвычайное происшествие, чем исправлять его последствия. Поэтому в целях повышение безопасности планируется создание арктической группировки спутников, куда войдут 6 гидрометеорологических спутников «Арктика-М», 3 спутника радиолокационного наблюдения «Обзор-Р», 4 спутника радиолокационного наблюдения «Кондор-ФКА». Такая спутниковая группировка сможет продлить время навигации и сделать ее более безопасной.
Управление и развитие судоходства по Северному морскому пути
В данном разделе плана развития планируется создание единой платформы цифровых сервисов, которая должна будет обеспечить в арктических водах качественные информационные и цифровые услуги. Для этого правительство планирует выделить 4 млрд рублей на создание единой цифровой экосистемы СМП.
Данная система сможет выступать в роли «ледового навигатора», объединяющей электронные сервисы, через которые оказываются услуги участниками логистического рынка. Система будет включать в себя автоматизированные измерительные комплексы установленные на судах и летательные аппараты для оперативного мониторинга ледовой обстановки.
Выводы и выгоды
Даже поверхностного взгляда на планы развития Северного морского пути должно хватить, чтобы понять, что работы предстоит очень много. Настолько много, что встает вопрос, а вообще стоит ли оно того? Какие выгоды получит Россия от развития этого маршрута? Помимо обеспечения жизнедеятельности жителей арктической части страны, для которых по морскому пути поставляют основную часть продовольствия, медикаментов, стройматериалов, топлива — для чего же еще нужен СМП?
Ранее HTNews уже упоминал разработку новых месторождений природных ресурсов на маршруте СМП и с этой стороны все предельно просто. В условиях санкционного давления России нужен независимый от других стран способ поставки своих энергоресурсов. И Северный морской путь способен дать выход для наших ресурсов на различные независимые от политики рынки сбыта, например, в азиатский регион.
Чуть менее очевидный плюс развития СМП лежит в области занятости населения и технологического развития сопутствующих компаний. Ведь, к примеру, для создания танкера класса “Афрамакс”, требуется включение в работу огромного количества компаний по всей стране от Санкт-Петербурга и до Владивостока, которые решают уникальные и инновационные задачи.
Еще одним плюсом от развития СМП может стать его использование не в качестве транспортной артерии внутри страны, но и как международного морского пути. На данный момент различные иностранные грузовые суда уже проходят по СМП в обе стороны. Из Северной Европы в Азию идут грузы топлива, из Азии в Европу идут поставки различных товаров. Данный маршрут имеет ряд преимуществ по сравнению с южным: время в пути меньше, соответственно меньше и страховка и аренда корабля, нет угрозы от пиратов Южных морей, нет очередей как в Суэцком канале и прочее.
Однако сейчас Россия очевидно недополучает прибыль от прохода различных судов в своих водах. Впрочем, разговоры о гешефте от использования СМП иностранными компаниями уже звучат. Минромпторг предлагает ограничить проход зарубежных судов по Северному морскому пути в пользу кораблей отечественной постройки.