В Санкт-Петербурге прошла церемония спуска на воду атомного ледокола проекта 22220 — “Якутия”. Он оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-200 тепловой мощностью 175 МВт каждый. Максимальная ледопроходимость судна — 2.8 метра, а общий бюджет строительства оценивался в 51 млрд рублей. Этот и другие ледоколы являются частью одного из крупнейших проектов России — «Развитие Северного морского пути».
22 ноября 2022 года на Балтийском заводе произошла церемония спуска на воду атомного ледокола “Якутия”. Данный ледокол относится к проекту 22220 и назван, по традиции, в честь региона, рядом с котором проходит северный морской путь.
Спуск на воду не означает окончание строительства. Впереди предстоит еще много работы, но судно уже оснащено двумя атомными ректорами и электродвигателями. Суда подобного класса имеют свою “крестную мать”. Для “Якутии” ею стала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, которая разбила бутылку шампанского о борт корабля.
22 ноября помимо спуска на воду ледокола проекта 22220 состоялась церемония поднятия флага на другом ледоколе этого же проекта — “Урал”, который ранее завершил ходовые испытания и на данном этапе ожидает ввод в эксплуатацию.
Ледоколы проекта 22220 строятся на Балтийском заводе по заказу “Росатома” для осуществления судоходства по северному морскому пути. Данные суда являются самыми большими и мощными в мире и имеют возможность менять оснастку для прохода как во льдах, так и по неглубоким рекам.
В зависимости от толщины льда, ледоколы проекта 22220 могут двигаться со скоростью от 3.7 до 40.7 км/ч. На данный момент 2 ледокола “Арктика” и “Сибирь” уже введены в эксплуатацию. До конца этого года ожидается сдача “Урала”.
Ледокол “Якутия” был спущен на воду для дальнейшем достройки и будет сдан ориентировочно в 2025 году. “Чукотку” планируют сдать к 2026 году.
По расчетам “Атомфлота” для круглогодичной навигации по северному морскому пути необходимо 13 ледоколов. Часть имеющихся судов будет выведена из эксплуатации в 2026-2027 году в следствие износа. Поэтому с целью обновления парка судов, “Росатом” до конца года заключит еще 2 контракта на постройку ледоколов проекта 22220.
Проект развития Северного морского пути предполагает увеличение грузооборота по данному маршруту, строительство терминала сжиженного природного газа «Утренний» и четырех ледоколов для круглогодичной отгрузки газа из порта Сабетта.