Карантинные ограничения и сбои логистики из-за COVID-19 негативно повлияли на отрасль микроэлектроники и полупроводников. А следом за ней — и на все сопутствующие сегменты, где применяются чипы и процессоры. HTN решил изучить, как автопромышленность пережила коронавирус, ведь впереди у нее не меньшие вызовы.
Производства чипов сосредоточены в Азиатском регионе, который оказался первым охвачен пандемией. Логистика распалась и производители чипов переориентировались на рынок бытовой техники и потребительской электроники. В этом сегменте с приходом самоизоляции и карантинных мер произошел бум — людям, работающим удаленно, понадобились инструменты работы, компьютеры, ноутбуки. Возрос спрос на средства домашних развлечений — приставки, телевизоры.
В начале 2021 года автопром снова зафиксировал рост по мере снятия ограничений. Однако автоконцерны попросту не могли обеспечить столь высокий спрос из-за дефицита полупроводников.
Реакция рынка
Если в 2020 — 2021 году производители решали вопрос с дефицитом комплектующих остановкой производств, то сейчас становится понятно, что данная ситуация не решится в ближайшее время и остановка производства на несколько недель ничего в глобальном плане не изменит. Компании начали разрабатывать антикризисные решения, о которых поговорим ниже.
FORD
Американская компания Ford Motor Co решила поставлять часть автомобилей в дилерские центры без ряда электронных компонентов.
На данный момент речь идет о Ford Explorer. Сейчас у пассажиров на заднем сидение нет возможности регулировать систему климат контроля.
Планировалось, что внедорожники будут доукомплектовываться электроникой в дилерских центрах. Однако из-за серьезных задержек поставок было решено продавать клиентами машины в состояние “как есть”, и устанавливать дополнительную электронику по факту появления в наличии.
TESLA
Tesla поставила электрокары без USB-портов и возможности беспроводной зарядки. Причем владельцев не предупредили о том, что они получат автомобиль с урезанным функционалом.
Позже компания заявила, что доукомплектует автомобили, когда появится такая возможность.
BMW
BMW приняли решение отказаться от сенсорного экрана на панели управления заменив его обычным дисплеем. Данное изменение коснулось автомобилей 3 серии и внедорожников X5, X6, X7.
Компания предложила клиентам, уже оплатившим автомобиль, компенсацию в 500$. Навигация по функционалу будет осуществляться с помощью отдельного тачпада.
GENEGAL MOTORS
Кризис полупроводников ударил по американскому концерну General Motors. Его дочерним компаниям пришлось даже пересмотреть стратегические планы развития ряда систем.
Cadillac принял решение лишить часть внедорожников функции помощи водителю — Super Cruise. На систему у компании были большие планы, планировалось, что с обновлениями она постепенно эволюционирует в полноценный автопилот.
Функция беспроводной зарядки телефонов и дургих гаджетов пропадет в сразу в нескольких моделях концерна. Например, Chevy Tahoe и Suburban, GMC Yukon, Buick 2022, Chevy Traverses, Cadillac xt5/xt7. Конечно, функция беспроводной зарядки не так важна как круиз контроль, но комфорт — конкурентное преимущество в любом авто.
Некоторые внедорожники GM — такие как Chevy Silverado и GMC Sierra лишатся модуля управления топливом. Данный модуль блокировал работу некоторых цилиндров двигателя, что позволяло в моменты, когда не требуется вся мощь мотора, существенно экономить топливо. Теперь владельцы машин, оснащенных 5,3-литровым двигателем EcoTec3 V8, будут вынуждены тратить существенно больше топлива на тоже расстояние что и раньше.
На фоне всего перечисленного отказ от установки HD радио в автомобили GM выглядит меньшим из зол. В результате всех изменений за 2021 год сильно выросла стоимость автомобилей. По некоторым данным рост составил порядка 20%.