Японская строительная компания Obayashi Corporation к 2025 году начнет строительство гигантского космического лифта для доставки грузов на геостационарную орбиту. Протяженность маршрута составит 96 тыс. км, а инвестиции — до 100 млрд долларов.
Масштабный проект был впервые упомянут в 2012 году после ввода в эксплуатацию высочайшего на тот момент в мире сооружения — телебашни Tokyo Skytree высотой 634 метров.
Космический лифт, согласно задумке Obayashi Corporation, должен будет сократить время полета на Марс до 3 месяцев (или до 50 дней в лучшем случае).
В данный момент компания занята планированием строительства и поиском партнеров и называет период ввода лифта в эксплуатацию — 2050 год.
Гигантский космический лифт представляет собой мегаструктуру, основной элемент которой — это противовес (спутник на геостационарной орбите), который будет закреплен на поверхности Земли с помощью сверхпрочного кабеля.
Противовес будет располагаться далеко от поверхности Земли, чтобы связь поддерживалась за счет механического напряжения, создаваемого вращением планеты (центробежной силы). Отдаленно это напоминает физическое явление, которое используется спортсменами для метания молота.
Космический лифт будет состоять из 5 секций, протянутых по кабелю длиной 96 000 км. Первая секция — плавучий наземный порт в море, расположенный на экваторе. Затем кабель крепится к люку (вторая секция), расположенному на границе низкой околоземной орбиты, на высоте 23 750 километров.
Следующая конструкция — станция на геостационарной орбите на высоте 36 000 километров над Землей, которая будет питаться от солнечной батареи.
Еще одна станция на расстоянии 57 000 километров предназначена для упрощения логистики при полетах на Марс. Как утверждает японская компания, противовес, помимо его пользы для поддержания натяжения троса, будет способствовать исследованию остальной части Солнечной системы и в частности, для освоения ресурсов других планет или астероидов.
Амбициозный проект космического лифта неизбежно столкнется с серьезными трудностями. Одна из причин — нехватка материалов, необходимых для строительства космического лифта. К примеру, если лифт будет построен из стали, то для этого потребуется больше углерода и железа, чем есть на Земле.
Специалисты из компании Obayashi предлагают обратиться к углеродным нанотрубкам, которые очень прочны и могут производиться в больших количествах. Но самые длинные углеродные нанотрубки, которые производятся в настоящее время, это порядка 70 сантиметров.
С другой стороны, кабель должен быть достаточно прочным, чтобы не сломаться под воздействием сильных нагрузок. Механические нагрузки включают в себя не только постоянное натяжение системы и земные погодные явления, но и возможные удары мусора и других небольших космических объектов.
«Но это не значит, что это невозможно. Вместо этого исследователям, возможно, потребуется разработать совершенно новый материал», — поясняет компания.
Если проект удастся реализовать — доставка грузов в космос станет экологически чистой. По космическому лифту смогут курсировать подъёмники на получаемой из космоса микроволновой или солнечной энергии, вместо сжигания мегатонн химического топлива. Планируется, что скорость подъёмников составит 200 км/ч.
Медленное передвижение и отсутствие вибраций, сопровождающих полёт ракеты, позволит поднимать в космос более деликатное оборудование, но подъём с такой скоростью на геостационарную высоту 36 тыс. км займёт не меньше недели.
По оценкам компании, общая стоимость гигантской инфраструктуры составит до 100 миллиардов долларов. Но инвестиции могут быть компенсированы снижением стоимости транспортировки с помощью лифта — от 57 до 227 долларов за 453 грамма.
Для примера, SpaceX берет 1227 долларов за тот же вес полезной нагрузки на ракете Falcon 9 (самой дешевой на рынке).Также инфраструктура позволит сократить время полета на Марс до 3 месяцев по сравнению с 6-8 месяцами при использовании современных технологий.
Представители компании подчеркнули, что намерение завершить строительство космического лифта в 2050 году — это не их цель и обещание, но они по-прежнему стараются стремится к этой дате.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте и Telegram.