14 марта Владимир Путин дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург общей стоимостью в 2 трлн рублей. Проект магистрали (этой и последующих) предусматривает создание специальной инфраструктуры и поездов, которые смогут достигать максимальной скорости в 400 км/ч, а крейсерской — в 360 км/ч. Спустя несколько дней РЖД показала внешний облик высокоскоростных поездов с ярко выраженной аэродинамической формой и острой носовой частью.
Нынешний эскиз проекта похож на прошлый вариант, который участвовал и выиграл на сайте РЖД в голосовании за дизайн нового поезда в октябре 2022 года. Состав показан в других ракурсах, но в целом лицевая часть и ее детали совпадают.
Собирать составы начнут в 2026 году и уже в 2027 году РЖД рассчитывает получить первый состав. Поезд хотят испытать на участке от Зеленограда до Твери (Крюково — Алабушево) протяженностью 128.5 км. Сама же высокоскоростная магистраль будет готова и запущена в 2028 году.
Всего в высокоскоростном поезде будет иметься восемь вагонов, в том числе вагон-бистро. Количество вагонов при необходимости можно будет увеличить до 16, прицепив еще один состав.
Минимальное время пути от Москвы до Санкт-Петербурга составит 2 часа 15 минут. Маршрут пройдет через 14 станций: Рижская, Петровско-Разумовская, Зеленоград-Крюково, Высоково, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Валдай, Горки, Великий Новгород, Тигода, Жаровская.
Главным исполнителем по проекту производства поездов для ВСМ станет группа «Синара» на площадке «Уральских локомотивов» в кооперации с «Трансмашхолдингом». В «Уральских локомотивах» уже завершили подготовку к строительству новых корпусов площадью 60 тыс. кв.м, где будут выпускаться поезда для ВСМ. Объем инвестиций по этой линии составил порядка 35 млрд рублей.
Глава Минтранса Виталий Савельев в феврале доложил, что для создания и эксплуатации магистрали потребуется в общей сложности более 2 трлн рублей. От государства поступят 600 млрд, большая часть средств — из Фонда национального благосостояния. Остальное будут вкладывать инвесторы по модели концессии. Уже создана компания «ВСМ Две столицы», в учредители которой должны войти РЖД, Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, а также Новгородская и Тверская — по всем ним проходит маршрут ВСМ.
Стоимость одного состава оценивается примерно в 5.34 млрд рублей без учета НДС. К 2028 году предполагается поставить 28 поездов на общую сумму 149 млрд рублей, в 2029 году — еще 8, в 2030-м — 7. Всего требуется 66 составов, три из которых будут находиться в резерве.
В данный момент продолжается проектирование высокоскоростной магистрали. Одновременно идут строительно-монтажные работы по одному из сложных участков магистрали на входе в Москву:
«Идет строительство V и VI главных путей от Москвы до Алабушево (Московская область). Кроме путевой инфраструктуры на этом участке планируется возвести 11 искусственных сооружений, в том числе 6 мостов, 4 путепровода и 1 железнодорожную эстакаду. В настоящее время работы развернуты на шести объектах», — указано в материалах РЖД.