Линейка российских ракет-носителей Ангара может пополниться тяжелой ракетой, обладающей возможностью многоразового использования первой ступени и прилегающих к ней ускорителей. Максимальное число использований — не более 10 раз. Для этого потребуется внести определенные изменения в конструкцию ракеты. Ракеты серии Ангара обладают грузоподъемностью от 3.4 тонны (Ангара-1.2) до 38 тонн (Ангара-А5В).
О том, что Ангара-А5В может оснащаться многоразовой первой ступенью еще в 2020 году заявлял генеральный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева. Для этого требуется внести изменения в конструкцию и аппаратную составляющую ракеты. Доработка позволит осуществлять вертикальную посадку ступени на платформу в Охотском море.
Еще одним отличием от традиционного запуска будет отсутствие отсоединения боковых ускорителей, как это происходит обычно. Таким образом, будет сохранена не только первая ступень, но и весь блок сразу.
Несмотря на преимущества многоразовой технологии (к примеру, снижение стоимости запуска), сама концепция несет и минусы, связанные с ограничением грузоподъемности. В случае с ракетой Ангара-А5В — ее максимальная грузоподъемность при запуске с космодрома Восточный будет снижена с 38 тонн до 26-27 тонн из-за увеличения массы ракеты и необходимости сохранять часть топлива на маневр приземления.
К концу 2023 года Роскосмос вернулся к обсуждению идеи частично многоразовой версии ракеты. Однако этот раз речь идет о тяжелой ракете Ангара-А5, способной в обычной модификации выводить на низкую опорную орбиту до 24 тонн груза. В качестве требований, выдвигаемых к такой ракете, называют возможность использования блока первой ступени совместно с ускорителями до 10 раз.
Стоит отметить, что в конструкции ракеты Ангара-А5 применяются двигатели РД-191, работающие на топливной паре керосин/кислород. В случае с многоразовыми ракетами данная пара не пользуется особым успехом по причине засора внутренних частей двигателей продуктами горения. Предпочтения в таких разработках больше отдают двигателям, работающим на других топливных парах — поэтому как конструкторы собираются обойти эти проблемы, пока не ясно.
Впрочем, до момента создания частично многоразовой ракеты Ангара-А5 очевидно пройдет какое-то время, а пока специалисты Роскосмоса могут сосредоточиться на испытаниях обычной версии.
Запуск ракеты с космодрома Восточный должен состояться в апреле 2024 года. В настоящий момент на космодроме прошла подготовка стартового стола и сопутствующей запуску инфраструктуры. Теперь пришло время подготовки самой ракеты.
Помимо многоразовой ракеты Ангара-А5 в России также работают над созданием и других ракет схожей концепции. Ракетно-космический центр «Прогресс» ведет разработку ракеты Амур-СПГ, работающей на метане, чью первую ступень можно будет использовать повторно.
Специалисты Государственного ракетного центра имени академика В. П. Макеева работают над одноступенчатой ракетой Корона, использующей в качестве топлива связку водорода и кислорода.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте и Telegram.