В ближайшие пару лет на маршруты Московского центрального кольца (МЦК) выйдут беспилотные электропоезда. Частично автоматизированные составы появятся уже в этом году, а к 2026 году РЖД обещает поставить полностью автоматические поезда. В качестве базы для экспериментальных поездов взяли новейший электропоезд Финист.
Летом 2023 года состоялась презентация новейшего электропоезда ЭС104, который позже получил название Финист. Модель производится на заводе Уральские Локомотивы.
Изначально планировалось создать импортозамещенный аналог популярного электропоезда Ласточка, который производился совместно с немецким предприятием Siemens. Однако по некоторым характеристикам и уровню локализации новинка превзошла оригинальную Ласточку. Так, например, количество посадочных мест было увеличено с 346 до 416 мест, а количество туалетов возросло с двух до трех на состав.
В конце 2023 года первый электропоезд Финист вышел на маршрут из Екатеринбурга в Каменск-Уральский. В дальнейшем количество новых поездов, курсирующих по железным дорогам России, будет только расти, а сейчас РЖД задумались о создании беспилотных поездов на базе модели ЭС104. Первые из них появятся на маршруте Московского центрального кольца (МЦК).
«Летом этого года мы запустим здесь в Москве на МЦК поезд с беспилотным вождением на уровне 3А. Следующий этап — полностью беспилотный поезд мы планируем запустить в 2026 году. Сдвижка некоторая связана с тем, что «Финист» — полностью замещенный электропоезд — буквально сейчас появился, и мы, соответственно, на него сейчас навешиваем необходимое оборудование, которое у нас уже разработано», — заявил гендиректор РЖД Олег Белозеров.
Работы по созданию беспилотных электропоезд РЖД ведет еще с 2019 года. Испытания проходят как на специальном полигоне в Щербинке, так и на самом МЦК, где в апреле 2023 года прошло сразу два поезда, которыми дистанционно управлял один машинист.
Стоит отметить, что уровень 3А, о котором говорил Олег Белозеров, подразумевает наличие в кабине поезда человека для подстраховки, поэтому безопасность пассажиров по-прежнему будет в приоритете. В том числе, ради нее и планируется переход на беспилотные поезда, ведь машинное зрение, не подверженное человеческим факторам способно более внимательнее следить за дорогой и оценивать ситуацию.