Атлантический океан. 18 июня глубоководный аппарат Титан погружается под воду в своем рискованном путешествии к затонувшему кораблю Титаник. На борту батискафа — пять не совсем обыкновенных людей: президент компании-разработчика Титана, крупные бизнесмены и ученый. Спустя примерно 1 час 45 минут связь с Титаном прервалась. В этом материале HTNews собрал все, что известно на данный момент о катастрофе, развернувшейся в водах Атлантического океана.
Для того чтобы найти обломки Титаника в 1980-х годах была организована специальная миссия. Один из океанографов спустя несколько десятков лет заявлял, что операция проводилась в первую очередь для поиска затонувших атомных подлодок США. Тем не менее, был найден и Титаник.
Погружение на столь большую глубину крайне сложны, поэтому пока океаны Земли изучены лишь на 5%. Полная темнота, огромное давление, и фактически отсутствующая связь. Для изучения обитателей больших глубин используются специальные глубоководные аппараты, которые могут быть как беспилотными, так и с экипажем на борту.
Одним из таких аппаратов был Титан, разработанный частной компанией OceanGate.
Его внешний вид традиционен для подобного глубоководного оборудования: цилиндрический корпус из углеродистого поликомпозита, прикрытый с торцов полусферами из титанового сплава. Габариты Титана: 6.7 м в длину, 2.8 м в ширину, 2.5 м в высоту.
За счет применения легких материалов вес аппарата составил 10.5 тонн, а грузоподъемность до 648 кг. Одновременно борт вмещает до пяти человек. В движение батискаф приводят четыре электродвигателя с возможностью достижения скорости до 5.5 км/ч. Максимально допустимая глубина погружения составляла 4 000 метров.
В 2021 году Титан впервые спустился к затонувшему 111 лет назад кораблю Титаник.
В дальнейшем он совершил еще несколько аналогичных путешествий с учеными, исследователями глубин и коммерческими туристами, которые платили по 200 000 $ за возможность воочию посмотреть на легендарный корабль.
Потеря связи
18 июня должно было состоятся третье по счету погружение к Титанику. На борту аппарата находились: президент и основатель компании OceanGate Expeditions Стоктон Раш, французский исследователь глубин океана Поль-Анри Наржоле, миллиардер Хэмиш Хардинг из Великобритании, а также 48-летний пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман.
Каждый из зашедших на борт батискафа подписал отказ от претензий в случае возникновения внештатных ситуаций. В документе содержится следующий пункт:
«Это экспериментальное судно не было одобрено или сертифицировано каким-либо регулирующим органом и может привести к физическому повреждению, эмоциональной травме или смерти».
Путешествие к Титанику началось примерно в 4 часа утра. Ориентировочное время, которое было необходимо для того, чтобы достичь останков корабля, составляло около 3 часов. Однако спустя 1 час 45 минут связь с Титаном была потеряна. Спустя еще некоторое время компания OceanGate уведомила власти США об утрате связи с аппаратом. Началась спасательная операция.
Специалисты Франции, Канады, США вели активные поиски места, где мог затонуть аппарат, но долгое время никаких успехов достигнуто не было. Поиск осложнялся большой площадью — 160х160 метров.
Спасательная операция
20 и 21 июня радары судов засекли шумы под водой. Это могли быть целенаправленные сигналы, которые участники экипажа Титан подают в надежде привлечь внимание. Звуки издавались с периодичностью раз в полчаса.
Однако в дальнейшем не удалось точно установить ни источник шума, ни его расположение.
21 июня. Вероятность успешного исхода стремительно снижается. Запас кислорода на Титане рассчитан на 96 часов автономного движения под водой. И этот запас заканчивался.
Не дожидаясь официального вердикта о произошедшем и судьбе пассажиров Титана режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон принес соболезнования российскому ученому Анатолию Сагалевичу. Он был другом и коллегой французского океанолога Поль-Анри Наржоле, который находился внутри батискафа.
По словам режиссера, если аппарат не сможет сам подняться ближе к поверхности, достать его с живыми людьми на борту будет невозможно. Несмотря на то, что Джеймс Кэмерон не является экспертом в спасательных операциях на сверхбольших глубинах доля истины в его словах есть.
Самая глубоководная спасательная операция в мире проводилась на глубине в 480 метров в 1973 году. С тех пор, конечно, появились новые глубоководные аппараты, однако они не способны поднять Титан самостоятельно. Конечно, в случае наличия запаса времени можно разработать комплексный план по поднятию батискафа, но дело в том, что времени как раз и не было.
Старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Мухаметов так же как и Кэмерон был настроен пессимистично. По его мнению, если Титану не удастся подняться на поверхность самостоятельно — то шансов на спасение экипажа нет.
Последние надежды на спасение иссякли днем 22 июня. Примерно в 14 часов по московскому времени запасы воздуха на Титане должны были подойти к концу. При этом присутствовал небольшой шанс, что экипаж успокоился и постарался больше спать, меньше двигаться, чтобы снизить расход кислорода, но очевидна что подобная стрессовая ситуация не добавляет спокойствия и поэтому этот шанс вряд ли был реализован.
К вечеру 22 июня вероятность удачного исхода снизилась еще больше. Стало известно, что одному из беспилотных аппаратов работающих на глубине, удалось обнаружить недалеко от места крушения Титаника, некое поле обломков, которое предположительно может быть частью пропавшего батискафа.
Причины гибели батискафа Титан
Точку в последних надеждах на спасение экипажа поставили новости полученные вечером 22 июня. Береговая охрана США признала тот факт, что обнаруженные ранее обломки являются частью Титана. По данным ведомства, аппарат затонул примерно в 500 метрах от носовой части Титаника. Предварительно аппарат не выдержал давления на глубине и в следствие этого «схлопнулся».
О причинах катастрофы с уверенностью можно будет утверждать лишь после того, как будет обнаружен Титан. Или то, что от него осталось. Но уже сейчас можно утверждать, что аппарат имел ряд слабых мест в конструкции, которые значительно снижали его надежность.
Дэвид Локридж, который в 2018 году был нанят OceanGate на должность пилота батискафа, утверждал, что корпус Титана не был должным образом протестирован для погружения на глубину в 4000 метров.
В 2020 году генеральный директор OceanGate Стоктон Рашем заявил, что корпус аппарата «демонстрировал признаки циклической усталости» в результате чего его максимальную глубину погружения снизили до 3000 метров.