Одним из наиболее интересных и неординарных проектов в мире кино стал фильм «Вызов» режиссера Клима Шипенко. «Вызов» — первый в истории художественный фильм, снятый на борту Международной космической станции (МКС).
А точно ли первый?
Советский пилот Герман Титов стал первым космическим кинооператором. Во время своего орбитального рейса на корабле «Восток-2» в августе 1961 года он использовал репортерскую кинокамеру «Конвас» для съемки земной поверхности, облачного покрова и звезд. Полет продлился почти сутки.
Намного позже кинотеатры с технологией IMAX стали показывать множество познавательных документальных фильмов, включая ролики, снятые экипажами МКС. Примерами таких фильмов являются «Космическая станция 3D» (2002), «Путешествие в космос» (2015) и «Прекрасная планета» (2016).
В 1997 году российский режиссер Юрий Кара задумал создать фильм, в котором значительная часть съемок должна была проходить на борту космической станции «Мир». Требовалось финансирование в 7 миллионов долларов, которые должны были покрыть расходы на полет в космос. Однако, обещания продюсеров не были выполнены, и проект фильма столкнулся с проблемами.
К сожалению, у режиссера не получилось осуществить свою задумку. Сценарий был написан Александром Сорокиным под рабочим названием «Последний полёт». Несмотря на неудачу, проект «Последний полет» оказал значительное влияние на киноиндустрию, продемонстрировав, что организация космического полета в коммерческих целях является, как минимум, обсуждаемой задачей.
С появлением частных организаций, организующих полеты в космос, ситуация прояснилась. На сегодняшний день компания SpaceX является одной из самых успешных в развитии частной космонавтики, что послужило стимулом к переговорам голливудских продюсеров об организации полета для масштабных киносъемок.
В мае 2020 года продюсеры договаривались о возможности отправить актёра Тома Круза на орбиту и снять там сцены для нового фильма. Том Круз и режиссёр Даг Лайман должны были отправиться на Международную космическую станцию на борту одного из кораблей компании SpaceX в октябре 2021 года. Однако этот вылет не состоялся из‑за пандемии коронавируса.
Фильм «Вызов»
Российские телевизионщики проявили большой интерес к съемкам в космосе. В сентябре 2020 года генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил о возможности в ближайшее время отправить одного-двух актеров на МКС для съемок фильма «Вызов». Это позволило России опередить в этом вопросе американцев. Режиссером проекта стал Клим Шипенко.
По сюжету Женя — торакальный хирург, должна быстро подготовиться к космической миссии на МКС, поскольку ей необходимо спасти жизнь заболевшего космонавта. Она должна преодолеть свои личные страхи и неуверенность, а также подготовиться к проведению сложнейшей операции в условиях невесомости. Настоящий хирург и консультант фильма Олег Куйбида помогал Юлии Пересильд вжиться в роль Жени.
5 октября 2021 года в 11:55 по московскому времени команда из двух человек отправились на МКС на борту корабля «Союз МС-19» со стартовой площадки Байконур. Из-за ограниченного пространства из участников съемочной команды на космическом корабле только режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд смогли отправиться на МКС. Вместе с ними во время трехчасового полета был опытный космонавт Антон Шкаплеров.
На борт МКС грузовой корабль доставил специальный кинореквизит — портативные камеры, световое и звукозаписывающее оборудование, объективы и несколько других экзотических предметов, необходимых для проведения съемок. Среди них был шлем для игры в регби.
«Шлем регби очень даже пригодился. В первую очередь Климу Алексеевичу, которому много приходилось летать спиной, а это великий шанс рассечь голову в первые 10 секунд полета», – рассказала актриса Юлия Пересильд.
Подготовка к съемкам
Клим Шипенко и его команда активно готовились к полету в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. В тренинг входили и погружения в космическом скафандре в бассейн, и теоретическое изучение оборудования МКС и корабля «Союз МС».
Были испытания на центрифуге и в барокамере, проверка организма в условиях невесомости в земной атмосфере. Шипенко и Пересильд учились подавать сигналы SOS с помощью солнечных датчиков, сдавали зачёты по действиям в нештатных ситуациях. Кроме того, команда тренировалась выживать в условиях дикой природы в случае, если их спускаемый аппарат окажется не в расчётной точке, а в лесу или озере. Кстати, их успешная посадка была показана в конце фильма.
Было подано около трех тысяч заявок на главную роль, из которых было отобрано 20-30. В итоге Константин Эрнст остановил выбор на кандидатуре актрисы Юлии Пересильд. В создании фильма принимали участие не только Юлия Пересильд и Клим Шипенко, но и космонавты, которые исполняли свои роли.
Клим Шипенко основательно готовился к съемкам, интенсивно тренировался. Режиссер сбросил 15 килограммов веса.
После прибытия на космическую станцию, Климу Шипенко пришлось заменить практически всю его съемочную группу. Климу не только нужно было научиться адаптироваться в космических условиях, но также освоить новые навыки в кинопроизводстве, ему предстояло выполнять роль оператора, гримёра и художника-постановщика.
«Камера же не стоит на месте, она поворачивается, движение воздуха все равно присутствует благодаря вентиляции. И происходит движение. Я часто этим эффектом пользовался, потому что он создавал интересное ощущение космического дыхания. Или просто слегка отталкивал камеру, давал ей импульс, она немножко крутилась, получался эффект технокрана, который выдвигается и пролетает. Этот навык невозможно тренировать на Земле, потому что там камера имеет вес. А в космосе нет», – вспоминает Клим Шипенко.
«В фильме есть сцена, где мы через всю станцию пролетаем, и она вся снята одним кадром. Двигаясь сквозь модули, ты должен непрерывно уворачиваться. У меня на голове был шлем, который спасал от сотрясений, но я постоянно бился и головой, и ногами, и корпусом – весь был в синяках. Я же не вижу, куда лечу: смотрю в камеру. Это сложная хореография. Я лечу, снимаю, в нужный момент сзади пролетает другой космонавт и помогает мне разворачиваться. Потому что я одной рукой камеру фиксирую, а другой – фокус кручу. Особенно трудно давались пролеты в узкие проемы: там надо в струнку вытянуться, чтобы протиснуться, а у меня в руках камера. Но оно того стоило, движение – это круто», — рассказывал Клим Шипенко.
Во время съемки использовали естественное освещение, которое менялось в космических условиях каждые 40 минут. Успевали снять материал только в течение 10 минут, когда свет был идеальным, и ждали, когда свет вернется.
В результате зрители увидят, как свет меняется от дня к ночи прямо в кадре. Такие интересные решения возможны только в космосе и недостижимы на Земле без использования специальных компьютерных эффектов.
Закат на космической платформе отличается от заката на поверхности планеты: когда солнце садится, на лицах видно теплое свечение, а после захода солнца свет быстро исчезает, оставляя только слабое отражение от облаков.
Через 12 дней после начала съемок на Землю вернулись Клим Шипенко, Юлия Пересильд и космонавт Олег Новицкий на корабле «Союз МС-18», приземлившись в степях Казахстана 17 октября 2021 года. Всего на МКС было отснято 30 часов материала. Итоговая продолжительность материала, отснятого в космосе, в финальном монтаже фильма «Вызов» составила около 35 минут.
После проведения съемок в космосе команда переключилась на съёмки на Земле. Этому этапу работы уделили еще около двух месяцев. Некоторые кадры были записаны в павильоне, где создали копию Центра управления полетами «Роскосмоса», а также на территории Национального космического центра в санатории «Вороново» и военного аэродрома «Чкаловский». Финальные съемочные дни «Вызова» прошли на Байконуре. Каждая смена длилась от 12 до 16 часов.
5 апреля 2023 года спускаемый аппарат корабля «Союз МС-18» был установлен на Манежной площади, а 8 апреля его перевезли на ВДНХ, где он простоял два дня на площади Промышленности.
Позже капсулу поставили перед аркой главного входа в парке Горького, но спустя всего четыре дня ее убрали. В настоящее время капсула расположена в Новопушкинском сквере через дорогу от памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
Фильм «Вызов» был включен в список самых прибыльных фильмов мирового проката в 2023 году, согласно данным портала The Numbers, который и составил этот рейтинг. Бюджет на производство ленты оценивается в 1.155 миллиарда рублей.
По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) фонда кино, картина заработала в кинотеатрах более 1 млрд рублей за 13 дней. Это уже второй фильм режиссера Клима Шипенко, достигший подобного результата. Первым был «Холоп», выпущенный в 2019 году и собравший более 3 миллиардов рублей. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на данные системы.
Процесс создания фильма «Вызов» освещался в программе «Вечерний Ургант», а также в реалити-проекте на Первом канале «Вызов. Первые в космосе». Фильм был снят в 12 смен на космической станции и в 53 смены на Земле, что заняло около 65 рабочих дней. Константин Эрнст заявил, что создатели фильма стремятся подтвердить лидирующую позицию России в космической отрасли и восстановить уважение к профессии космонавта среди молодого поколения.